Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"
консультация по логопедии на тему

Бойко Ольга Владимировна

Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_rebenka_-_doshkolnika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, почти каждый родитель задавался хоть раз вопросом «Развивается ли речь моего ребенка правильно?».

I. Сегодня мы в первую очередь поговорим о речевом развитии ребенка-дошкольника. (слайд 1) Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Основная проблема с которой все чаще сталкиваются родители — это децелерация, то есть замедление темпа роста и развития детей. (слайд 2) Децелерация в развитии речи проявляется следующим образом:

  • Первые слова  появляются после 1 года;
  • Фразовая речь к 2,5 годам;
  • Поздно формирующееся правильное произношение;
  • Постоянно увеличивающееся количество детей с речевыми нарушениями.

Причины этого замедления развития существует две: (слайд 3)

  1. Эндогенные (факторы внутриутробного развития)

Наследственные причины, резус-конфликт, нарушение обмена веществ, хромосомные аномалии.

  1. Экзогенные (внешние)

К внешним причинам относятся травмы, инфекции, интоксикации, которые воздействуют на центральную нервную систему ребенка. А так же асфиксия и родовая травма.

Когда логопед исследует речь ребенка, то в первую очередь обращается внимание на:(слайд 4)

1. Состояние активной речи.

2. Состояние пассивной речи. (что ребенок понимает)

3. Уровень сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.

После обследования логопед может: (слайд 5)

  • Направить на дополнительное обследование и лечение.
  • Проводить занятия по коррекции всех компонентов речи.
  • Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Но не стоит забывать, что родители тоже должны принимать участие в развитии речевых навыков ребенка. Работа родителей заключается в следующем:(слайд 6)

  1. В наблюдении, выявлении проблем развития ребенка.
  2. При необходимости обратиться за консультацией к специалистам.
  3. Развивать у ребенка общие знания и умения, а так же речевые умения.

Если у ребенка обнаружились проблемы в развитии, то необходима: (слайд 7)

  • Целенаправленная работа по развитию, лечению ребенка.
  • Сотрудничество с психологом, логопедом, воспитателями.

II. Второй наш вопрос на сегодня «Пальчиковая гимнастика, как способ развития речи».(слайд 8) Каким же образом развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка?(слайд 9-10)

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной

деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует  развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность детей. (можно использовать как средство перехода от одной деятельности к

другой)

3. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными

строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память у детей, так  как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети

смогут «рассказывать руками» целые истории.(например театр теней)

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма.(без проблем научится держать ручку, почерк будет более уверенным)

Выполнение пальчиковой гимнастики имеет свои принципы. (слайд 11)

  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Постоянно используйте 2-3 упражнения, через некоторое время замените их на новые. Но наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
  • Не принуждайте ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

А теперь давайте рассмотрим примеры упражнений. (слайд  12-14)

Так же из пальцев можно «строить» разнообразные фигурки или животных. (слайд  15-16) Этот прием можно использовать просто как статическое упражнение или применять в театре теней. (слайд  17)

А теперь давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Я буду читать текст и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Упражнение «Осенние листья» (слайд 18)

Раз, 2,3,4,5

Будем листья собирать

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

(загибать пальчики, начиная с большого)

(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)

(«шагать» средним и указательным пальцами).

Упражнение «Коза рогатая» (слайд 19)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Ножками топ – топ,

Глазками хлоп – хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

Указательные пальцы имитирую рога.

Пальцы «бодают» воздух.

Топают ногами.

Моргают.

Имитируют движения ложкой.

Имитирую питье из стакана.

Пальцы у головы. «Бодаем» соседей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Развитие речи детей шестого года жизни"

Данная информация поможет  родителям сориентироваться насколько развита речь их детей, какой она должна быть в 5 лет, на 6-м году жизни....

Выступление на родительском собрании «Развитие графических навыков письма у дошкольников. Работа с клеткой».

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определён...

Выступление на родительском собрании «Здоровье ребенка в наших руках».

Выступление на родительском собрании «Здоровье ребенка в наших руках». ...

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА- ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.(выступление с докладом на педагогическом форуме)

Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»  Согласно новым требованиям ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная...

выступление на родительском собрании "Психологическое здоровье дошкольников"

Мы живем  в эпоху  социально-экономической  нестабильности в обществе, что приводит  к увеличению  числа детей-дошкольников  с нарушениями  в поведении  и ...