Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"
консультация по логопедии на тему
Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka_-_doshkolnika.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Наверное, почти каждый родитель задавался хоть раз вопросом «Развивается ли речь моего ребенка правильно?».
I. Сегодня мы в первую очередь поговорим о речевом развитии ребенка-дошкольника. (слайд 1) Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Основная проблема с которой все чаще сталкиваются родители — это децелерация, то есть замедление темпа роста и развития детей. (слайд 2) Децелерация в развитии речи проявляется следующим образом:
- Первые слова появляются после 1 года;
- Фразовая речь к 2,5 годам;
- Поздно формирующееся правильное произношение;
- Постоянно увеличивающееся количество детей с речевыми нарушениями.
Причины этого замедления развития существует две: (слайд 3)
- Эндогенные (факторы внутриутробного развития)
Наследственные причины, резус-конфликт, нарушение обмена веществ, хромосомные аномалии.
- Экзогенные (внешние)
К внешним причинам относятся травмы, инфекции, интоксикации, которые воздействуют на центральную нервную систему ребенка. А так же асфиксия и родовая травма.
Когда логопед исследует речь ребенка, то в первую очередь обращается внимание на:(слайд 4)
1. Состояние активной речи.
2. Состояние пассивной речи. (что ребенок понимает)
3. Уровень сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики.
После обследования логопед может: (слайд 5)
- Направить на дополнительное обследование и лечение.
- Проводить занятия по коррекции всех компонентов речи.
- Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
Но не стоит забывать, что родители тоже должны принимать участие в развитии речевых навыков ребенка. Работа родителей заключается в следующем:(слайд 6)
- В наблюдении, выявлении проблем развития ребенка.
- При необходимости обратиться за консультацией к специалистам.
- Развивать у ребенка общие знания и умения, а так же речевые умения.
Если у ребенка обнаружились проблемы в развитии, то необходима: (слайд 7)
- Целенаправленная работа по развитию, лечению ребенка.
- Сотрудничество с психологом, логопедом, воспитателями.
II. Второй наш вопрос на сегодня «Пальчиковая гимнастика, как способ развития речи».(слайд 8) Каким же образом развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка?(слайд 9-10)
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к
возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной
деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность детей. (можно использовать как средство перехода от одной деятельности к
другой)
3. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если дети будут выполнять упражнения, сопровождая короткими стихотворными
строчками, то их речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память у детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, дети
смогут «рассказывать руками» целые истории.(например театр теней)
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит владение навыком письма.(без проблем научится держать ручку, почерк будет более уверенным)
Выполнение пальчиковой гимнастики имеет свои принципы. (слайд 11)
- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Постоянно используйте 2-3 упражнения, через некоторое время замените их на новые. Но наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не принуждайте ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
А теперь давайте рассмотрим примеры упражнений. (слайд 12-14)
Так же из пальцев можно «строить» разнообразные фигурки или животных. (слайд 15-16) Этот прием можно использовать просто как статическое упражнение или применять в театре теней. (слайд 17)
А теперь давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Я буду читать текст и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Упражнение «Осенние листья» (слайд 18)
Раз, 2,3,4,5 Будем листья собирать Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем. | (загибать пальчики, начиная с большого) (сжимать и разжимать кулачки) (загибать пальчики, начиная с большого) («шагать» средним и указательным пальцами). |
Упражнение «Коза рогатая» (слайд 19)
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами, Ножками топ – топ, Глазками хлоп – хлоп, Кто каши не ест, Молока не пьет – Забодает, забодает, забодает. | Указательные пальцы имитирую рога. Пальцы «бодают» воздух. Топают ногами. Моргают. Имитируют движения ложкой. Имитирую питье из стакана. Пальцы у головы. «Бодаем» соседей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Развитие речи детей шестого года жизни"
Данная информация поможет родителям сориентироваться насколько развита речь их детей, какой она должна быть в 5 лет, на 6-м году жизни....
Выступление на родительском собрании "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"
Нестандартные пособия и игры и их применение в работе при развити мелкой моторики рук....
Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
Материал для родительского собрания о готовности к школе....
Выступление на родительском собрании «Развитие графических навыков письма у дошкольников. Работа с клеткой».
Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определён...
Выступление на родительском собрании «Здоровье ребенка в наших руках».
Выступление на родительском собрании «Здоровье ребенка в наших руках». ...
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА- ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.(выступление с докладом на педагогическом форуме)
Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка» Согласно новым требованиям ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная...
выступление на родительском собрании "Психологическое здоровье дошкольников"
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и ...