Использование техники квилинг для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Рыбичева Ирина Федоровна

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

В. А. Сухомлинский

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе,где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребенка известный психолог Л. Выготский ещё в 20-е годы прошлого века назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество трубеут от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные и привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем не проявляют творчество. Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость, смекалку, иницативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. Это значит, что чем богаче наша мелкая моторика, тем быстрее мы выполняем любую работу: быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своем развитии. Этому способствует занятие квиллингом.

Традиционно в детском саду хуожественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше и попробовать работать с детьми, используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг. Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Польза квиллинга неоспорима. Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру? Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер, совершенствует мелкую моторику, и, как следствие, речевые функции.

Техника квиллинга развивает чувство прекрасного, помогает самовыражаться, развивает чувство вкуса, что неваловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

 

Техника выполнения

Полоску гофрокартона нужно плотно скрутить, а затем ослабить спираль до нужного размера. На кончик полоски капнуть капельку клея и приклеить к спирали, чтобы деталь не раскрутилась.

При занятиях с детьми, которые только начали своё знакомство с квиллингом, не нужно делать акцент на точные и четкие размеры деталей. В этом случае позволительно сделать композицию разных размеров, что передает индивидуальность детских работ.

Создание любой композиции в квиллинге подразумевает использование различных заготовок. Именно они в итоге складываются в четкую и понятную картину.

Одними из основных элементов в квиллинге являются:

  • Спираль - этот фрагмент может быть закрученным или свободным.
  • Капля - создается путем сжатия одной стороны свободной спирали. Сжимать элемент нужно всего несколько секунд.
  • Глаз - Спираль слегка растягивается, после чего зажимается с обеих сторон и отпускается.
  • Лист получается, если изогнуть уголки глаза в разные стороны.
  • Завиток основывается на спирали. Чтобы его сделать, нужно не приклеивать свободный кончик к зубочистке.
  • Полукруг также образовывается из спирали. Для этого нужно нажать на неё так, чтобы нижняя часть осталась ровной, а верхняя слегка закруглилась.
  • Полумесяц создаётся из глаза, уголки которого загибаются в одну сторону.

Практически все создаваемые фрагменты выполняются на основе спирали. Именно она представляет собой основную деталь композиции в квиллинге. Три основные формы квиллинга: тугая спираль, свободная спираль, капелька.

 

Квиллинг способствует развитию:

  • мелкой моторики рук;
  • координации движений;
  • наблюдательности;
  • концентрации, устойчивости произвольного внимания;
  • пространственного мышления;
  • творческого потенциала;
  • фантазии;
  • воображения;
  • усидчивости, аккуратности эстетичности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....