Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
статья по развитию речи (старшая группа)
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание всесторонне развитой личности. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о других возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речь – это основа психического развития дошкольников, а ясная и правильная речь – это залог уверенности, успешности и продуктивного общения. Развитие речи - одна из основных задач процесса образования. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Совершенствование речи тесно связано с театрализованной деятельностью, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребёнка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В театрализованной игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые творческие проявления, а также происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе и способы общения со сверстниками. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё недостаточно сформирован голосовой и дыхательный аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть чёткой, звучной, и выразительной. Акцент делается то на дыхание, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками – очень полезное и увлекательное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребёнку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее действие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребёнка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, развивают внутреннюю слуховую память ребёнка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).
Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини - центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки - маски для кукольного и теневого театров. Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно то, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речевое общение. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь, совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, выразительность речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
Список используемой литературы:
1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.
2. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...
Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Актуальность проблемы: анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...
Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность
Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....
Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"
В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....
Статья «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность»
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и...
Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...
Статья «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.».
Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок...