Статья "Арттерапия в развитии речи дошкольников"
статья по развитию речи на тему
В своей работе по коррекции и развитию речевых навыков детей мы используем комплексный подход – интегрированные развивающие игровые занятия с использованием различных видов арттерапии – музыкотерапии (восприятие музыки), вокалотерапии (пение), ритмодекламации (голосовые и речевые игры с музыкальным сопровождением) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Арттерапия в развитии речи дошкольников" | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Гумерова Оксана Александровна,
воспитатель, МБДОУ № 11, г. Нижнекамск
Веретенникова Альфия Гафуровна,
музыкальный руководитель, МБДОУ № 11, г. Нижнекамск
АРТТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время встречаются, к сожалению, все чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность. Замечено, что у детей с проблемами речи часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Все больше воспитанников дошкольных учреждений нуждаются в помощи коррекционного развития. В настоящее время в практике дошкольного образования для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи заметен интерес к методикам, построенных на применении различных видов искусства, арттерапии (изотерапия, библиотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, и т.д.)
В своей работе по коррекции и развитию речевых навыков детей мы используем комплексный подход – интегрированные развивающие игровые занятия с использованием различных видов арттерапии – музыкотерапии (восприятие музыки), вокалотерапии (пение), ритмодекламации (голосовые и речевые игры с музыкальным сопровождением) и др.
На музыкальных занятиях во время активного слушания (восприятие музыки) дети узнают, произносят и запоминают названия музыкальных произведений, имена композиторов, участвуют в беседе и обсуждении характера музыки, музыкальных образов. Мы поощряем детей использовать красочные эпитеты при описании понравившейся им музыки, составлять небольшие рассказы о ней, делиться впечатлением, давать «свои» необычные и, порой, неожиданные названия музыкальным произведениям. Все это способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса детей, расширении их кругозора.
Вокалотерапия (пение) – один из видов арттерапии, существенно повышающий эффективность работы с детьми с такими нарушениями речи, как невнятное произношение, заикание, проглатывание слов. Пение способствует развитию и укреплению дыхательной системы, тренирует мышцы гортани, голосовых связок, улучшает тембр голоса, что, в свою очередь, содействует выразительности речи. Также для формирования грамотной и чистой речи, правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов, на занятиях мы используем дыхательную гимнастику. Все упражнения выполняются в игровой форме, ведь игра – основная форма деятельности детей, и по сравнению с другими видами деятельности,у игры есть особые преимущества, – она идеально мобилизует эмоции ребенка. В игре ребенок меньше отвлекается, ведь она полностью поглощает его. А любое занятие, превращенное в игру, нравится детям.
Еще один вид арттерапии активно используемыйнами в работе по развитию речи, – это ритмодекламация. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма, четкой и осмысленной, выразительной и интонационно окрашенной речи у детей. Также на занятиях мы применяем голосовые (речевые) игры, так называемые, развивающие игры с голосом, - подражающие игры со звуками мира (топот, скрип, голоса животных, птиц, неживой природы - шелест листьев, хруст снега и др.) Такой вид творчества формирует у детей навыки звукоподражания, развиваются интонационный и фонематический звук. В дополнение к ритмодекламации и речевым играм, мы практикуем упражнения на развитие мимической и артикуляционной моторики, материалом для которых служат детский фольклор, сказки, дразнилки, и т.д.
Важное значение в процессе развития речи дошкольников имеет развитие мелкой моторики рук. Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимосвязь. Некоторые ученые рассматривают кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат, заявляя, что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Следовательно, тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры, песни, сопровождающиеся жестами, движениями, которые дети на занятиях с удовольствием исполняют.Большое внимание мы уделяем выполнению детьми массажных движений кистей рук, - это поглаживание, пощипывание, растирание, вытягивание каждого пальчика руки и надавливание на него, и др.
Применяя в нашей практике различные виды арттерапии, мы приобрели бесценный опыт в области коррекции и развития речи дошкольников, испытали много положительных эмоций в совместной деятельности с детьми, открыли для себя огромное поле деятельности для дальнейшего творчества и исследования еще не изученных артметодик. Кроме того, работа в этом направлении показала хорошие результаты в овладении детьми речевых навыков и очевидную пользу не только для развития речи детей, но и для их развития в целом.
Список литературы:
- Бартош Н.Т., Савинская С.П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2013. – 208 с.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:Учеб.длястуд.сред. и васш.пед.заведений. – М.: Издательство «Академия», 2001. – 248 с.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей
Постепенное развитие речи дошкольников...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: "Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи....