Статья для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»
статья
Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности.
3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
5. Не смейтесь над речью ребенка.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут
в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_roditeley.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей
«Развитие речи дошкольника в семье»
" Навык правильной речи, как все добрые
навыки, приобретается в семье".
(Е. И. Тихеева)
Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?
1. В общении с ребёнком следите за своей речью.
2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности.
3. Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
5. Не смейтесь над речью ребенка.
6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. Такие записи не только помогут
в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Играя с ребенком, можно поупражнять его в правильности согласования имён существительных с разными частями речи. Скажите: " Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал". Возьмите куклу и спросите: " Кто к нам приехал в гости?" Ребёнок должен дать полный ответ: " К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)". Называя количество предметов, ребёнок употребляет слова " один ", " много ". Во время уборки игрушек необходимо обратить внимание ребёнка на то, куда " разбежались " игрушки (что (кто) где находится):кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и. т. д. Взрослый говорит: " Давай всё расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку". Затем спрашивает: " Что ты убрал? Куда поставил (положил?)".
Как знакомить дошкольника с окружающим миром?
Гуляя, например, в парке, объясните ребёнку ," из чего состоит дерево "(ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространённые породы деревьев (берёзу, липу,.).
Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки продукт, задайте малышу вопросы: " Что это?"; " Какой он по цвету, по форме, по размеру?";" Что можно приготовить из этого продукта?"; " Как назвать одним словом?". После возвращения малыша с прогулки можно спросить: кого (или что) он видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Маши? Добивайтесь, чтобы ребёнок давал полные, развёрнутые, подробные ответы.
Как развивать связную речь?
Учить ребёнка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказе сказки " Репка" задаются примерно такие вопросы: " Что посадил дед?" Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?" и. т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста. Ребёнок с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребёнку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).
Звуковая культура речи.
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка»
Развитию слухового восприятия помогают разные звуковые игры, например: " Угадай, что звучит". Например, подберите 3-4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек);заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой " голос" у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребёнок должен отгадать, какая игрушка звучала.
Закладывайте семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях, стройте планы на будущее, при этом вопросы задаёт не только взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время беседы с ребёнком демонстрируйте культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик). развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»
Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....
Статья для родителей "Развитие связной речи в семье"
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...
Статья для родителей . " Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе " .
Советы для родителей ....
Статья для родителей "Развитие правильной речи ребёнка"
Данная статья раскрывает речевые умения и навыки, которыми должен овладеть ребёнок, готовясь к первому классу. Представленный материал описывает основные принципы работы по развитию фонематического сл...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»
Консультация для родителей: «Развитие связной речи дошкольников в семье»...
Консультация для родителей "Развитие связной речи дошкольников в семье"
Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная....
Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольника в семье»
Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Данная консультация поможет нашим родителям развивать связную речь своих дет...