Семинар - практикум «Изучаем, познаем, открываем»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Невзорова Наталья Викторовна

Семинар - практикум с родителями по экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_dlya_roditeley.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Жар-птица»

Семинар – практикум

«Изучаем, познаем, открываем»

Подготовила:

Невзорова Н.В.

2019 г.

Семинар – практикум

«Исследуем, познаем открываем»

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком – дошкольником.

Материалы: светодиодная свеча, микрофон, макароны разной формы, перышки, по цветному носку каждой паре (взрослый и ребенок), клей ПВА, кисточки, цветная бумага, пуговицы – глазки, ножницы, разноцветные лоскутки и ленточки, лоскутки белой ткани.

Ход практикума:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас всех приветствовать на нашем практикуме «Исследуем, познаем, открываем» Я надеюсь, что он будет интересным, познавательным и увлекательным.  Но в начале нашей встречи, хотелось бы рассказать о влияние исследовательской деятельности на развитие ребенка, об организации совместной познавательно-исследовательской деятельности. Так как в ходе этой деятельности дети учатся выдвигать гипотезы, анализировать свою деятельность, делать   выводы и умозаключения, расширяют представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.  Например, слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

      Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Во время проведения опытов дети учатся: задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

-  Конечно, опытов и экспериментов существует много! И очень важно, чтобы вы могли дома провести их вместе с детьми, ведь это так интересно и занимательно!

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться в воде: мыло, морская соль, пена? Сейчас я предлагаю вам стать волшебниками и провести несколько опытов, которые потом можно провести совместно с детьми дома.   Итак, начнем

Опыт 1

«Необычный друг»

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочку в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите тонированный лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист от миски. У вас получится изображение-отпечаток. Дорисуйте способом «спиралька» глаза, нос, ручки, ножки, шапочку, прорисуйте ротик.  

Опыт 2:

«Собери все со дна стакана, не намочив руки».

Как вы думаете, как и чем можно поднять металлические предметы со дна стакана, не намочив при этом рук? Да, верно, с помощью магнита. Предлагаю вам, используя магниты выполнить задание. Дома на основе этого опыта можно предложить детям поиграть в игру «Поймай рыбку» или «Рыбалка».

Опыт 3

«Как сделать мостик из бумаги?»

Как вы думаете, можно ли построить мост из бумаги?

На 2 кубика положите лист бумаги и попытайтесь провести по «Мосту» игрушку. Мост не выдерживает испытания. Укрепите мост. Для этого лист бумаги сложите гармошкой. И снова уложите на кубики. Повторите испытание с игрушкой. На этот раз мост выдерживает.

Вывод: Сложенный в несколько слоёв лист бумаги намного прочнее. Но в реальной жизни мостов из бумаги не делают. Это непрочный материал.

Опыт 4

«Ловкий пловец»

Вам понадобится стакан с водой и сырое куриное яйцо. Поместите яйцо в воду и посмотрите, что получится. Яйцо опустится на дно стакана. Теперь нужно его вытащить, как быть? При этом нельзя руки помещать в толще воды (в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать) Прекрасная работа, молодцы!

Еще вариант аналогичного опыта, который проведите дома - возьмете литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и растворите там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если вы налили слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).

А с помощью этого опыта вы сможете посоревноваться даже с членами вашей семьи. Опыт называется «Кто быстрее». Поставьте перед собой две емкости, одна с водой, другая пустая. Вам необходимо с помощью трубочек, закрывая пальцем входное отверстие, переместит воду из одной банки в другую. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустой банке. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустую банку. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одной банки в другую. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Вот такие несложные опыта в игры, можно проделать в домашних условиях

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Только через собственные действия ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нём.

Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический семинар по организации инновационной деятельности: Семинар практикум: «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».

Семинар практикум: «Изучаем и работаем по ФГОС ДО». Занятие 1. «Организация и методика проведения диагностики социально-личностного развития дошкольников»...

Семинар-практикум для родителей дошкольников "Я познаю отцовство через радость"

на тему: «Я познаю отцовство через радость» цель: мотивирование отцов на более активное участие в воспитании своих детей.Задачи:создание в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональн...

«Я познаю и открываю мир»

Опыт работы по кружку .Формирование  у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...