Деловая игра "Школа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида
Деловая игра
"Школа – это серьезно»
Выполнила: Ткачева В.А.
Заринск
Цель: развить компетентность родителей в вопросах готовности детей к школе, их социализации к школьной жизни.
Материал и оборудование: цветные листы желтого, синего и зеленого цветов, три доски магнитные, напечатанные на листах критерии готовности к обучению в школе.
-Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.
Игра: « Комплименты».
Так как на дворе осень, в руках у меня вот такой листочек. Сейчас мы с вами будем его передавать друг другу, при этом говоря рядом стоящему соседу комплимент или какое-либо пожелание.
-Правда на душе стало как то тепло и хорошо. Этой игрой я хотела показать что мы едины, совместно создаем настроение нашим детям.
В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли оно радостной и успешной.
Большинство родителей считают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный. И это будет сегодня темой нашего разговора.
Перед тем, как мы с вами приступим к основной части нашей сегодняшней встречи, предлагаю выполнить интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли?
Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том,
что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном – в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.
Вход в школьную жизнь – трудный момент для детей: новые знания, переход к новой деятельности, новый учитель, коллектив, новые режимные моменты. Все это сложно для малыша. Вспомните ваш первый рабочий день – то же испытывает ребенок. Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас мы создадим для ребенка в семье, в детском саду, в школе.
Портрет первоклассника
«Психологические особенности»
- Переходный период от игровой к учебной деятельности.
- В мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. Преобладает социальные и позиционные мотивы. Т.е. стремятся занять новое положение в отношениях с окружающими.
- Фактором развития - не столько учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успешности, дисциплинированности, исполнительности ребенка. Психологически зависим от окружения. Ему важно слышать похвалу, чувствовать внимание.
- Уникальная возрастная особенность детей – готовность выполнить любую просьбу, любое задание, если взрослый сумеет привлечь их внимание. Авторитет взрослого в этом возрасте на высоком уровне. Ребёнок старается подражать ему, перенимает и особенности поведения, и речь, и привычки. Похвала или порицание учителя часто более важны, чем родительские
- Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например, ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)».
- Поведение продиктовано чаще всего его неумением управлять своими эмоциями. Отсюда капризы, упрямство, импульсивные поступки. Стремится привлечь к себе внимание иногда удивительными (с точки зрения взрослого) способами, конфликтуя со сверстниками, нарушая дисциплину на уроках.
- Не умеет оценивать причины своих достижений и неудач.
- Быстрое загорание новыми идеями, предпочтение отдаётся чему- то яркому, необычному. Но интерес может пропасть так же быстро, как и появился. Сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Доминирует наглядно образное мышление
- Отношения со сверстниками в основном регулируется нормами «взрослой» морали, то есть, успевающие в школе, отвечающие требованиям взрослых. Отсутствие навыков социального общения (умения отстаивать свою точку зрения, с уважением слушать собеседника, находить компромисс) приводит к частым конфликтам с другими детьми
- Дружба основана, как правило, на общих внешних обстоятельствах и случайных интересах (сидение за одним столом, проживание в том же доме, в районе и т. д.)
- В случае эмоциональной усталости может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка»
Безусловно, каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. О том, как этого добиться мы и поговорим сегодня.
Итак, при входе в группу каждый из вас получил листок. У кого-то он желтый, у кого-то зеленый, у кого-то синий. Просим вас объединиться в группы в соответствии с цветом листка. Каждая группа занимает свое место у столов с соответствующим цветом. В ходе игры победит та команда, которая будет активнее, быстрее и дружнее работать.
Родители делятся на команды.
Практическое задание № 1 «Портрет идеального первоклассника»
Инструкция: Перед Вами на столах лежат листы, на которых написано то, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс. Выберите критерии, с которыми вы согласны и расположите их на доске в порядке убывания по степени важности. Т.е. самый верхний критерий у вас будет тот, который, по вашему мнению, является самым важным и главным. Далее ниже те, которые менее важны.
Родители работают (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “Портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника” (видео со слов учителей)
Вывод “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
Ведущий:
Школьная готовность включает:
- Физическую.
- Педагогическую.
- Психологическую готовность, которая в свою очередь охватывает
- интеллектуальную
- мотивационную
- коммуникативную
- эмоционально-волевую.
Интеллектуальная готовность. |
|
Коммуникативная готовность. | 1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам. 2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование. |
Мотивационная готовность | К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу”. Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель, как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. |
Эмоционально-волевая готовность | Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Не менее важно воспитать в ребенке такие волевые качества как настойчивость, самостоятельность, ответственность. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в другой деятельности. Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Слова труд, трудно, трудиться имеют один корень. Именно в труде ребенок может воспитать умение доводить дело до конца, добиться результата, преодолеть какие-то трудности. |
Практическое задание для команд № 2: предлагаем поиграть в игры и выполнить различные упражнения, которые вам в дальнейшем помогут в непринужденной обстановке подготовить ребенка к обучению в школе.
Задание № 1
Формирование интеллектуальной готовности
Игра «Данетки», игра «Запретное число»
Задание № 2
Решение проблемных ситуаций (команды решают предложенную ими проблемную ситуацию, а затем представляют свое решение)
- Занимаясь в тетради, Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
- Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.). После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
- Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
Практическое задание для родителей № 3. Каждая команда по очереди называют способы выражения родительской любви.
Ведущий: Психологи установили несколько способов выражения любви к ребёнку:
· контакт глаз
· физический контакт
· пристальное внимание
Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети как правило, не чувствуют себя окружёнными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как - будто это синонимы.
Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (т.е. без непосредственного воздействия со стороны других, надо выражать свою любовь к ним всеми способами).
Тяжелой для ребёнка является привычка родителей – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребёнка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует угнетающе, и может оказаться, что такие тяжёлые минуты своей жизни он никогда не забудет.
Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь
независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.
Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля.
Второй способ выражения любви – физический контакт.
Это:
· прикоснуться к руке;
· обнять за плечи;
· погладить по голове;
· потрепать по волосам;
· шутливо потолкаться;
· прижать к себе;
· поцеловать и т.д.
Пристальное внимание. В чём оно заключается? В том, что мы сосредотачиваемся на ребёнке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребёнок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребёнку почувствовать, что для своих родителей он - самый важный человек в мире
Не имея возможности уделять ребёнку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Денди»- купили, попросила « Барби» - купили).
Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует много времени.
Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребёнка.
От её удовлетворения зависит, как ребёнок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребёнок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.
Немного о пяти методах, которые не работают и действуют против вас в воспитании ребенка
Обвинения.
Ребенок слабее, не способен посмотреть на ситуацию свысока и не хватает объективности. Тем не менее, зачастую он не виноват в том, как сложилась ситуация, и ответственность за воспитание все-таки лежит на плечах родителей.
Приказы
Армия может и хорошая вещь, но ребенок - это маленький человек. И относиться нужно к нему по-человечески. А это значит, что законы доброго общения никто не отменял и в первые годы детства вы закладываете фундамент будущих ваших отношений.
Нравоучения.
Что чаще всего можно увидеть, читая ребенку нравоучения? Отсутствующий взгляд и непонимание, чего вы от него хотите. Ребенок не способен воспринимать так много букв в единицу времени. Поэтому ваша прекрасная проповедь останется не понятной.
Высмеивание
Вот они - первые зачатки низкой самооценки. Вместо поддержки и уверенного тыла, ребенок начинает видеть во взрослом, дорогом ему человеке источник боли. Сердце ребенка черствеет, он закрывается, и всеми доступными способами стремится закрыться от вас, чтобы больше вы не смогли сделать больно.
Обзывания
Очень близки по силе воздействия с высмеиванием. Мямля, трус, хвастун, дурак…. - массу слов приходится слышать даже в младшей группе детского сада.
И после этого мы все еще хотим быть другом ребенку? Человеком, рядом с которым тепло и безопасно? Вы верите, что это возможно?
Это лишь малая толика тех методов, которые не работают.
И напоследок: вы, конечно же хотите, чтобы ваш ребенок был самым умным, самым послушным, самым успешным …. Помните: сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, личностной (а часто и интеллектуальной) незрелости ребенка – очень типично и абсолютно закономерно. Почему? Механизм здесь простой.
Дело в том, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Это психологический закон.
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица.
Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться.
Что же делать, чтобы у ребенка появлялись и развивались полезные желания? Путь один: увлекать его тем, во что вы его вовлекаете.
Практическое задание для родителей № 4
Школьная тревожность!
Ведущий: Не секрет, что многие родители буквально помешаны на школьной успеваемости ребенка. И дети, понимая, что отношение родителей к ним регулируется оценками, сводят к отметкам весь смысл учебы:
… Я так хочу получать хорошие отметки, потому что за плохие дома будут ругаться и бить. Но не получается. Очень боюсь сделать ошибку на уроке, но делаю.
…Я никчемная девочка, у мой мамы золотая медаль, и у папы ни одной четверки не было, они говорят, что им не нужен ребенок-троечник.
…Однажды мама так страшно ругала меня за двойку, я навсегда запомнил. Теперь боюсь руку поднимать на уроке…
И забывают, что правильно отреагировать на неудачу, на плохую оценку – значит, вникнуть в ситуацию, подумать, почему так произошло, можно ли ее исправить и как избежать повторения. Важно не ругать ребенка, а помочь ему исправить. Ведь ошибка -это нам, родителям, знак, что что - то не получается у ребенка и ему нужна помощь.
Получается зачастую мы, родители сами, не подозревая того, формируем у ребенка школьную тревожность? Зачастую именно наши слова и действия пугают ребенка и делают тревожным.
Задание: А давайте составим коллекцию таких фраз и действий, которые вызывают у детей тревожность, чтобы она стала для нас напоминалкой на случай, когда мы захотим что - то подобное сказать ребенку. А так мы вспомним копилку и будем искать другие "нетревожные" слова и действия в общении с ребенком.
(Обсуждение в группах)
И напоследок: вы, конечно же хотите, чтобы ваш ребенок был самым умным, самым послушным, самым успешным …. Помните: сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, личностной (а часто и интеллектуальной) незрелости ребенка – очень типично и абсолютно закономерно. Почему? Механизм здесь простой.
Дело в том, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Это психологический закон.
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица.
Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться.
Что же делать, чтобы у ребенка появлялись и развивались полезные желания? Путь один: увлекать его тем, во что вы его вовлекаете.
Режим дня | Действовать надо так! | Таких действий лучше избегать… |
Подъем | Ребенку лучше иметь свой собственный будильник, чтобы он полностью почувствовал себя ответственным за свой распорядок | Резко входить в комнату ребенка, громко его будить, включать громкую музыку, ТВ или радио |
Завтрак | Завтрак должен быть достаточно сытный (каша, творог и тд), с собой в школу можно давать яблоко (банан) | Кушай, что найдешь в холодильнике! |
Отдых | Если у вас есть свободное время проведите его вместе с вашим ребенком. Поиграйте с ним, почитайте книги. | Гуляй где, с кем и сколько хочешь! Гланое, чтобы двоек не было! |
Окончание уроков, дорога домой | Обязательно по дороге домой обсудить, как прошел день, что нового узнал ребенок, с кем общался Когда ребенок рассказывает, как прошел день в школе его обязательно надо выслушать. И тогда вы будете знать, чем занимался ваш ребенок, что узнал нового, с кем завел знакомство и т.д. | Не отмахивайтесь от ребенка, когда он вам что-нибудь рассказывает |
Кружки, секции | Кружки должны быть интересными для ребенка, а не нужными родителю. | Никаких игр! У тебя сейчас репетиторство по английскому, танцы, музыка и гимнастика!! |
Подготовка к следующему учебному дню (сбор портфеля, выполнение дополнительных заданий) | Первое время помогать ребенку собирать портфель, проговаривая предметы, необходимые принадлежности | Не приставай, складывай сам, ты уже большой! |
Ужин | За ужином собирается вся семья, обсуждает события за день | Покушаешь, когда приедем с работы, а это будет часов в 21.00! |
Отход ко сну | Нужно помнить, что ребенок должен спать не менее 8 часов! Необходимо стараться укладывать ребенка в одно и тоже время. | Ложись спать когда захочешь - ты большой! |
Уважаемые родители! Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером…. Никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе!
Я подготовила для вас рекомендации , как наиболее эффективно подготовить наших детей к обучению в школе.
Желаю удачи вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»
Проверить, выяснить и уточнить знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....
Деловая игра на педагогическом совете "Что вы знаете о здоровье"
Эта игра позволяет выяснить знания воспитателей о методах оздоровления детей. Воспитывать умение решать педагогические ситуации. Совершенствовать навыки общения с коллегами....
Деловая игра "Технологии интеллектуального развития"
Как часть заседания педагогического совета проводится деловая игра "Технологии интеллектуального развития". В материале представлены вопросы для игры....
Деловая игра ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоце...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»
План: 1. Общая характеристика официально – делового стиля2. Динамика нормы официально – деловой речи3. Устная деловая...
Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»
Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...