Методы и приемы работы с ребенком
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Методы и приемы работы с ребенком играют важную роль в воспитании детей в любом их возрасте. Конечно, методов воспитания существует достаточно большое количество. Если спросить среднестатистического педагога или родителя, какие методы работы с ребенком они используют, будут названы 5-6. Чаще всего эти методы будут методами наказания. Позитивные методы – методы направленные на то, чтобы помочь ребенку. В нашей системе образования гораздо чаще используются именно методы наказания. Они проще, их легче использовать.

Но для того, чтобы вовлечь ребенка в какую-либо деятельность, преодолеть какую-либо трудность существуют огромное количество методов. В данной статье будут рассмотрены 11 методов, которые могут в этом помочь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_s_rebenkom._evdokimova_e.a.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приемы работы с ребенком»

Методы и приемы работы с ребенком играют важную роль в воспитании детей в любом их возрасте. Конечно, методов воспитания существует достаточно большое количество. Если спросить среднестатистического педагога или родителя, какие методы работы с ребенком они используют, будут названы 5-6. Чаще всего эти методы будут методами наказания. Позитивные методы – методы направленные на то, чтобы помочь ребенку. В нашей системе образования гораздо чаще используются именно методы наказания. Они проще, их легче использовать.

Но для того, чтобы вовлечь ребенка в какую-либо деятельность, преодолеть какую-либо трудность существуют огромное количество методов. В данной статье будут рассмотрены 11 методов, которые могут в этом помочь.

Метод «Режим дня»

Самый простой метод, которым можно пользоваться с самого раннего возраста ребенка это метод – режим дня. Это самый простой метод избежать огромного количества проблем. Если ввести данный метод в работу с ребенком еще в возрасте 2-3 лет, можно сразу обеспечить свое  спокойное существование вплоть до средней школы. Важным является то, если в одно и то же время на протяжении длительного  периода  ребенок просыпается и засыпает (например, засыпает в 9 часов вечера и просыпается в 8 часов утра), то утром гораздо легче будет настроить ребенка на восприятие информации. Так как утром действует зона логики, а не чувств.

Родители чаще всего начинают внушительные беседы с ребенком именно вечером. В вечернее время, человек настроен на получение какой-либо информации чувствами, а не разумом.

Если мы хотим поговорить о чем-то душевном, об одноклассниках, о внутреннем мире, о настроении и прочее – именно в вечернее время данный вид разговора намного лучше. Но чаще всего в данное время родители спрашивают ребенка об его успеваемости, о его деятельности в течение дня. Но данный вид разговора будет больше эмоциональным.

Режим дня это основной и самый главный способ достижения необходимого поведения от наших детей.

Безусловно, наступит тот период, когда ребенок скажет «Не хочу». Это неизбежно. Более того, режим дня становится камнем преткновения взаимоотношений с родителями. Тогда нужно от режима дня переходить к распорядку. Например, Вы даете возможность ребенку не ложиться спать в девять вечера, а просто полежать, почитать книжку, но в десять вечера Вы обязательно выключите свет в его комнате.

Метод «Альтернативы»

Метод альтернативы нужно использовать с умом. Чем младше ребенок, тем меньше альтернатив ему нужно давать. Иногда альтернатива бывает обманчива потому, что родители, в особенности если ребенок совсем маленький, могут поставить вопрос таким образом, когда альтернатива не дает им выбора. Например, ребенок не хочет спать, и родители предлагают ребенку выключить телевизор сейчас или через 15 минут. Ребенок соглашается через 15 минут выключить телевизор. Ребенок настраивается на то, что ему позволили не выключать телевизор еще 15 минут.  Вопрос о том, что ребенок вообще не выключит телевизор, не встает. Или еще пример, мама предлагает ребенку почистить зубы сразу или когда он оденется. Ребенок переключается на то, что ему надо одеваться, а не на то, что ему не хочется чистить зубы.

Метод альтернативы можно использовать длительный период времени, но чем старше ребенок, тем больше альтернатив он требует. Подросток начинает понимать, что родители таким способом пытаются им манипулировать, и он не хочет делать ни того, ни другого. Наступает момент, когда прием альтернативы перестает работать и нужно переходить на другой метод.

Метод «Я Заметил (а)»

Следующий прием – «Я заметил». Например, многие знакомы с ситуацией, когда родители заглядывают в комнату ребенка, а там беспорядок. А мама с утра говорила убраться в комнате. Мама спрашивает: «Убрался ли ты в своей комнате»? Маленький ребенок, скорее всего, бросится складывать игрушки, чтоб не огорчать маму, а подросток может ответить по-разному. Например: «Убрался». И мама начинает спрашивать: «А это что, а это что?». Эмоциональное напряжение нарастает и мама злится. Ребенок может ответить и по-другому: «Не убрался, но сделаю это потом». А мама: «Когда потом»? И опять начинается противостояние.

Главное, что необходимо запомнить, не нужно задавать ребенку вопросы риторического характера или вопросы, которые не требуют ответа. Вместо этого достаточно использовать фразу: «Я заметила». Например: «Я заметила, что ты до сих пор не убрался в своей комнате, ты сделаешь это сейчас или после ужина»? Одновременное использование двух методов: альтернативы и «Я заметила».

Если Вы предъявляете свои требования с таким подходом, в альтернативном характере, ребенок понимает, что Вы хотите, чтоб он сделал это действие. С другой стороны, это не ультиматум, это не вызов к конфронтации, т. е. Вы готовы на то, чтобы обсуждать. В подростковом возрасте это срабатывает и срабатывает лучше всего. На каждом жизненном этапе приходится искать разные методы и способы работы с ребенком. Некоторые родители говорят: «Эти методы с моим ребенком не срабатывают, я пробовала, а он меня не слушает». Когда мы говорим, что не срабатывает, чаще всего мы пытаемся контролировать поведение своего ребенка и хотим, чтоб он делал так, как этого хотим мы. Мы хотим, чтоб наш ребенок нас слушался, т. е. мы воспитываем в ребенке послушание. Для нас становится важным, чтоб ребенок сделал то, что мы ему сказали.

Но подумайте, в современном обществе, послушание это именно то, что мы хотим воспитать в своих детях. Может ли безприкословное послушание, потом может нашему ребенку навредить? Мы воспитываем в ребенке то, что он должен слушаться взрослых и быть послушным. И вдруг появляется ситуация, когда не нужно слушаться взрослых, а ребенок воспитан таким образом, что он обязан слушаться. И эта ситуация бывает опасной. Например, к ребенку на улице подходит человек, ребенок понимает, что это посторонний человек, но в то же время, это взрослый дядя, а родители говорили слушаться взрослых. Гораздо важнее научить наших детей действовать самостоятельно, соизмеряя возможность опасности, свои собственные возможности, понимая причину почему это надо сделать. Это гораздо важнее, чем просто научить ребенка нас слушаться, подчиняться нам. Конечно, от родителей это требует объяснений, различных подходов, не все мы в состоянии вести постоянные диалоги с нашими детьми, особенно когда дети достигли подросткового возраста. Нам было удобно: сказал – сделал, он сделал потому, что я сказал. Это кажется правильным, но наступает тот момент, когда родители сказали, а он не сделал, и с одной стороны возмущение родителей, а с другой стороны ребенок заставляет себя слушаться. Может так не делать, может быть, изначально, использовать альтернативу, выбор, диалог, беседу. Тогда не будет ситуации противостояния.

Метод «Семейные традиции»

Следующий способ взаимодействия с ребенком – семейные традиции. Семейные традиции необходимо вводить в любой семье. Например, каждую субботу ездить к бабушке. Когда ребенок маленький, он с удовольствием ездит к бабушке, его там ждут подарки, готовят вкусную еду и прочее. . Но наступает момент, когда ребенок не хочет ехать, приходиться использовать другие способы, чтоб завлечь ребенка к бабушке. Если это введено в традицию, это в принципе не обсуждается и, это правильно, убедить в этом ребенка будет гораздо проще, чем в том случае, если ваши визиты к бабушке носят спонтанный характер. Или, например, существует семейная традиция, встречать новый год всегда дома, с семьей. Даже у ребенка в подростковом возрасте не возникнет проблемы, что ребенок не хочет встречать новый год с вами. Если он видит, что так новый год встречали ваши родители, так происходило всегда, он будет с удовольствием рассматривать шары, на которых есть подписи всех людей, которые встречали новый год под этой елкой. Мне, например, эта традиция очень травиться. Когда семья каждый новый год покупает новый шар и все собравшиеся люди под одной елкой ставят на ней свои подписи, даже дети оставляют свой отпечаток пальца. Я видела отпечатки с 1963 года, когда люди из года в год встречают новый год вместе, у них не возникает вопроса как встретить новый год. Эта семейная традиция настолько прочно закрепилась, что все новые члены семьи, которые появляются, они просто начинают ее соблюдать. И это прекрасно потому, что ребенок не отрывается от своих корней, и не возникает конфликтных ситуаций. Семейные традиции бывают совершенно разные, мама может вводить маленькие традиции, например, в воскресенье по утрам кушать сырники. Могут быть, огромные традиции, связанные со связью поколений, например, при рождении мальчиков в семье сажают клен, а при рождении девочек – рябину. Традиции могут быть разные, но их поддерживать нужно, чтобы каждое поколение и каждый новый член семьи стремился к их продлению. Традиция должна быть интересная, она не должна заставлять человека жертвовать слишком многим, но она должна обогащать мир ребенка, превращать события, которые происходят в семье, в нечто интересное и необыкновенное. Семейные традиции вводить нужно обязательно.

Метод «Активное слушание»

Следующий прием – активное слушание (беседа). Неужели взрослые не умеют общаться, неужели они не могут поддержать беседу со своим ребенком? Могут. Но зададим вопрос взрослому человеку: «Вы встречаете своего ребенка со школы, о чем Вы с ним разговариваете»? Например, мама:

- Как уроки?

- Нормально,- ответил ребенок.

- А какие оценки?

- Вроде ничего.

- Ну ладно.

Примерно так происходит общение у большинства родителей с детьми. Ребенок приучается, что достаточно сказать: «Все нормально». Наше общение сводится просто к отговоркам, на самом деле беседа и активное слушание предполагает совершенно другого обмена информации. Если Вы хотите, чтоб ваш ребенок действительно делился с вами, и Вы были участником его жизни, то принимать: «Это нормально», - нельзя. И самое главное - нельзя говорить: «Нормально» о себе и о своей жизни своему ребенку. Приучите себя к тому, что с ребенком нужно разговаривать. Многие скажут, как же он расскажет, у него еще нет такого словарного запаса, чтобы он рассказал, что с ним произошло в школе. Если вы его этому научите, то он этому сам и научится. Как часто родители, приходя домой, рассказывают своему ребенку, что у них произошло? Часто, можно увидеть, как родители рассказывают о коллегах ( кто в чем был одет, как себя повел), о своем начальнике, о том, сколько он сегодня заработал и какой объем работы выполнил и так далее. Ребенок будет учиться от родителей. И приходя домой, будет так же рассказывать кто в чем был одет, какие оценки он получил и прочее. Но будет ли это эмоциональный разговор? Часто ли сами родители рассказывают о том, что их удивило, что обрадовало в течении дня, что больше всего расстроило - что на самом деле является составляющей эмоциональной жизни. Если мы хотим знать, чем живет наш ребенок, что у него творится в душе - мы должны разговаривать с ребенком на эмоциональном уровне.

 Бывает событие, которое сильней всего обрадовало или сильней всего расстроило, или что-то произошло с нашими близкими - это мы говорим об эмоциональной составляющей нашей жизни. О том, что составляет красоту жизни каждого из нас. Мы работаем и сотрудничаем не ради цифры, которую мы получаем в результате, а мы работаем ради собственного удовлетворения. Это удовлетворение является иногда тем, что нас похвалил начальник, иногда тем, что мы хорошо пообщались со своим товарищем. Бывает иногда, что мы вроде разговариваем с человеком, а на самом деле говорим только сами – это уже не активное слушанье, не беседа. Оно предполагает погружение в ситуацию, в которой находится наш собеседник. Например, мама при общении с подростком, начинает приводить примеры со своей собственной жизни, здесь активным слушателем становится ребенок, который, на самом деле, хотел поделиться своими собственными переживаниями, услышать мнение мамы по этому поводу, ее совет. В данный момент, Вы должны задавать вопросы, связанные с его ситуацией, а не рассказывать о своей собственной жизни. Вы можете рассказать ребенку о своей жизни в другой раз или когда подросток вас об этом попросит. Но сейчас ребенок хочет, чтоб Вы обсуждали его ситуацию. И активное слушанье бывает весьма важным. Ребенку важно, что Вы вместе с ним это переживаете. Вы, возможно, знаете, чем закончится та или другая история в жизни вашего ребенка, но не нужно об этом рассказывать подростку, он все узнает на собственном опыте; Вы можете только предостеречь, но не надо перекладывать на него свой собственный опыт. Здесь лучше использовать активное слушанье, находится рядом, иначе потом Вы можете услышать такие фразы: «Я все знаю, ты сейчас будешь мне рассказывать как это было в твоей жизни. Я не хочу этого слушать». Если Вы больше увлечены собой, Вы не услышите, что вам говорит ваш ребенок - тогда эмоциональная близость у вас не получится с вашим подростком.

Метод «Присоединения»

Следующий прием – это метод присоединения. На самом деле, этот метод используют многие люди, не зная об этом. Метод присоединения заключен в том, что сначала человек пристраивается к тому, что делает партнер и потом начинает понемножку вводить его в свою сторону. Мы очень часто это делаем. Например, мы заходим в компанию, где все молчат, а мы эмоциональные, веселые, мы пытаемся эту компанию расшевелить. Мы сначала вливаемся, пытаемся подстроиться под наших партнеров и постепенно увеличиваем темп разговора, темп движения, речи, усиливаем голос. Это является составной частью нормальной ситуации. Если Вы видите, что ваши дети дерутся и вам необходимо их разнять, можно их рассадить на стулья по разным углам, где они будут сидеть и обижаться друг на друга. С другой стороны у нас происходила драка между братьями, эта ситуация не требует вмешательства родителей потому, что в драке не бывает не виноватых, в драке всегда участвуют двое, драться одному не возможно, значит наказывать нужно каждого. Обратно, это способ наказания, а если не использовать этот метод, а просто к драке присоединится, то драка постепенно перейдет в игру. Вы начнете с детьми беситься и смеяться, разрядите ситуацию, не обострив ее. Если ребенок плачет, то можно присоединиться к нему, и ребенок перестанет это делать, так как он не поймет, зачем это делает родитель, а потом и он сам.

«Метод Переключения»

Метод присоединения срабатывает всегда, а если он не срабатывает можно использовать метод переключения. Этот метод часто используют родители маленьких детей. Если ребенок плачет, то его внимание достаточно переключить на другой объект, например, погремушку. Мы перестаем использовать этот метод, когда ребенок становится взрослым. Но это не правильно потому, что метод переключения срабатывает всегда и везде. Некоторые взрослые люди используют этот метод в своей работе. Например, некоторые руководители специально, искусственно создают сотруднику проблему, чтоб он сосредоточился на решении этой проблемы, а не сеял, например, конфликты в коллективе. Внимание человека просто переключается на что-то другое и это срабатывает очень часто, особенно если человек не понимает, что его поведением манипулируют. Метод переключения хорошо срабатывает, когда отношения и атмосфера дошли до пика.

Метод «Тайм-аут»

Следующий метод – это метод тайм-аут. Этот метод нужно использовать с умом. Тайм-аут не срабатывает с маленькими детьми потому, что маленький ребенок всегда нуждается в присутствии взрослых и невозможно сказать маленькому ребенку: «Иди, подумай о своем поведении»,- он этого не поймет. Если Вы находитесь в состоянии эмоционального пика, ругаетесь с ребенком подростком, не в состоянии слушать ответ, чувствуете, что скоро дойдете до крика или уже до него дошли – возьмите тайм-аут, остановите себя, он нужен не для того, чтоб подумать, а для того, чтоб просто успокоится, чтобы уровень эмоций снизился. Метод тайм-аут хорошо срабатывает и с взрослыми. Например, в школе произошел конфликт между детьми, приходят в школу их разгневанные родители и, защищая ребенка, требуют выяснений отношений здесь, сейчас и немедленно. Достаточно часто это бывает тогда, когда это удобно родителям, например, с утра. Родители находятся на эмоциональном пике и не думают о том, что в учителей с утра урок, родителям нужно немедленно и сейчас разобраться. Понятно, что такой диалог не будет продуктивным. В этой ситуации учителю лучше отлучится на пять минут, за это время у родителей эмоции немного остынут. Метод тайм-аут нужен не для того, чтобы разрешить ситуацию, а для того, чтобы уменьшить эмоциональное состояние человека. Этот метод хорош для тех, кто не умеет контролировать свои эмоции.

Метод «Мамино и папино время»

Следующий метод, прием – «Мамино и папино» время. Это профилактический способ. Существуют семьи, в которых папа практически не участвует в воспитании детей. Или мама – она занята, деловая женщина. А существуют семьи, где родители действуют сообща. Каждому ребенку нужно проводить время один на один с мамой и один на один с папой. Есть вещи, которые можно сказать только маме, есть вещи, которые можно спросить только у папы. Если Вы хотите, чтоб ваш ребенок действительно был вашим другом, введите это «Мамино и папино» время. Не имеет значение, сколько это будет по времени: час или три минуты перед сном, самое главное, что этот контакт состоялся. Наступит время, когда этот прием сработает, и, когда в нужный момент, вы узнаете то, что вам необходимо узнать.

Метод «Поддержка»

Следующий метод – это поддержка. Всем людям нужна поддержка. Даже, если человека не за что хвалить, похвалите его за то, что он просто есть, за то, что он находится рядом с вами. Представим ситуацию, ребенок разбивает чашку. Существуют различные варианты поведения родителей. Одна мама скажет: «Как ты мог, ты же знал, что это моя любимая чашка, ты понимаешь, что ты сделал?»

У ребенка после этого, как правило, рождается чувство вины, хотя и ребенок, и мама понимают, что он сделал это случайно. Поведение другой мамы: «Милый, дорогой я тебя так люблю, почему ты меня расстраиваешь, ты зачем разбил эту чашку?»

С одной стороны ребенок ощущает поддержку, с другой стороны, его поведение порицается. У ребенка не ощущается чувство вины, но он понимает, что так получилось, но так поступать нельзя.

Метод «Правильной критики»

Еще один пример, Вы приносите начальнику отчет, а он вас критикует: «Это не так, это не так, это плохо, иди, переделывай». Усилия работника не оцениваются, и переделывать отчет ему просто не хочется. А если по-другому подойти в этой ситуации, ваш начальник сначала благодарит за то, что вы вообще сделали этот отчет, говорит некоторые замечания, и вы понимаете, что отчет нужно переделать и с удовольствием это делаете. И этот метод называется ПКП (метод правильной критики). Когда любая работа ребенка, оценивается с точки зрения «Похвала – критика – похвала». Любая критика может быть переделана в похвалу. Любую работу, которую может сделать ребенок, необходимо похвалить.

Заключение

И в заключении можно сказать, что, несомненно, в педагогике существует огромное количество различных методов и приемов работы с ребенком. Многие из них используются, как педагогами, так и родителями,  с умом. Но все же, многие методы невозможно использовать масштабно, на всех детях. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход в работе, будь то Ваш ребенок, или несколько детей в группе детского сада. При выборе метода работы с детьми очень важно учитывать индивидуальность ребенка.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник должен стремиться найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной деятельности ребенка.

© Е.А.Евдокимова, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

Методы и приемы работы с ребенком

Успех воспитания  во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, учитывая характерные для каждого возраста формы общения ....

Реферат на тему: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»

РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании (воспитатель ДОУ)»Тема: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»....

Игровые методы и приемы взаимодействия с ребенком при подготовке к школьному обучению (из опыта работы). РМО 2022 г.

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Игра - э...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...