Методы и приемы работы с ребенком
методическая разработка на тему

Шлехт Надежда Алексеевна

Успех воспитания  во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, учитывая характерные для каждого возраста формы общения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_s_rebenkom.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с ребенком

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.Средства воспитания — все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания — частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение. К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример. К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное — личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др. Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его: отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут. Успех воспитания и обучение во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

1.​ Метод «Режим дня»

 Этот метод необходимо вводить с младенческого возраста. Это один из самых простых методов избежать огромного количества проблем:

    Во-первых, если в возрасте 2-3 х лет ребенку ввели режим дня, то можно спокойно планировать свою жизнь: работу, отношения и учебу вплоть до средней школы.

    Во-вторых, режим дня – это основной способ для достижения необходимого поведения от наших детей. Если вы хотите избавиться от тяжелых утренних подъемов и вечерних истерик ребенка, введите и поддерживайте режим дня на протяжении как можно более длительного времени.

    В-третьих, в психике человека есть некоторая особенность: человек в особенности после шести часов вечера настроен на восприятие мира не логически, а чувственно. Если вам удается выработать у ребенка привычку на протяжении длительного времени ложится и вставать в определенное время, то вам будет легче настроить его на восприятие информации логическим способом. И чем раньше он ложится и раньше встает, тем лучше.

    Зная эту особенность, Вы сможете выбрать наилучшее время, как для внушительных бесед, так и для разговоров о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с окружающими.

    Очень часто мы начинаем серьезный разговор с ребенком вечером, потому что с утра у нас нет времени на это. Нам нужно собираться на работу, вести ребенка в садик. Это большая ошибка. Ведь так называемый серьезный разговор затрагивает зону логики. Поэтому самое лучшее время для подобных бесед это утро.

    Вечернее же время больше подойдет для бесед о внутреннем мире ребенка, об эмоциях, пережитых за день. Можно обсудить вопросы, которые возникают у ребенка по мере взросления.

    Безусловно, когда-нибудь наступит момент, когда ребенок скажет: «Не хочу!». Довольно часто такой переходный момент становится камнем преткновения между родителями и детьми. Как выходить из такой ситуации?

    Необходимо от режима дня перейти к распорядку дня. Как это сделать? Вам нужно договориться с ребенком, что у него есть некоторый промежуток времени, в пределах которого он может выполнить просьбу родителя.

    «Хорошо, ты можешь не спать, а полежать. Но в 10 часов я выключу свет».

2. Метод альтернативы

Метод альтернативы для детей разного возраста должен применяться по-разному.

- Чем младше ребенок, тем меньше альтернатив ему нужно предоставлять. Родители маленького ребенка могут поставить вопрос таким образом, что альтернативы на самом деле не будет.

Ребенок не хочет спать. И мама с папой говорят: «Ты можешь выключить

телевизор сейчас или через 15 минут». «Через 15 минут», говорит ребенок.

«Но через 15 минут ты его выключишь, правда?». «Да» отвечает ребенок.

Он просто переключается на то, что ему позволили еще 15 минут посмотреть мультик, и вопрос о том, что он телевизор не выключит, вообще не встает.

- С более старшими детьми также можно применять этот прием.

- Ты почистишь зубы до того как оденешься или после?

Ребенок переключается на то, что надо одеваться, а не на то, что ему не хочется чистить зубы.

- Метод альтернативы можно использовать довольно длительный период времени. Но чем старше ребенок становится, тем больше альтернатив он требует. Подросток уже начинает понимать, что таким образом родители пытаются им манипулировать, и он говорит :«Не буду делать ни того, ни другого».

И в тот момент, когда этот педагогический прием не срабатывает, нужно переходить на другой прием.

3. Прием «Я заметил(а)»

Например, ситуация, мама заходит в комнату к ребенку и видит полный беспорядок, хотя с утра просила убраться. Мама спрашивает, убрался ли он в комнате,

- Маленький ребенок, скорее всего, подскочит и начнет убираться, потому что ему хочется порадовать маму.

- Подросток может ответить так: «Убрался». Вы видите прежний беспорядок и спрашиваете: «А это что?». И вы начинаете указывать ему на разбросанные вещи, эмоциональное напряжение начинает нарастать. Ребенок тоже реагирует эмоционально: «А мне все это нравится, у меня порядок, меня все устраивает!».

- Подросток может ответить и по-другому: «Не убрался, я это сделаю потом». Возникает законный вопрос: «Когда потом?» и тоже начинается борьба-противостояние.

Как выходить из подобной ситуации? Во-первых, необходимо запомнить, что не надо задавать детям вопросы риторического характера. Не надо задавать вопросы, которые не требуют ответа.

Если Вы видите ответ на свой вопрос, что в его комнате не убрано, то не ставьте себя в ситуацию, когда Вам придется, либо доказывать свою правоту, либо оправдываться.

Вместо того чтобы задавать риторический вопрос, достаточно использовать фразу «Я заметила». «Я заметила, что ты до сих пор не убрался. Ты сделаешь это сейчас или после ужина?».

В этой фразе Вы можете объединить оба метода: и альтернативу и фразу «я заметила». Когда вы предъявляете свои требования в альтернативном характере, ребенок понимает, что вы хотите добиться от него определенного действия. Но это не ультиматум. Таким образом, вы показываете готовность

обсуждать. В подростковом возрасте это хорошо срабатывает.

На разных возрастных этапах нам приходится искать различные методы работы с ребенком. Кто-то из Вас скажет, что с его ребенком эти методы не срабатывают, вы пробовали их использовать, а ребенок вас по-прежнему не слушается.

Когда мы говорим, что не срабатывает, чаще всего оказывается , что мы контролируем поведение своего ребенка , чтобы он делал так, как этого хотим мы. То есть фактически мы хотим, чтобы ребенок нас слушался. Таким образом, мы воспитываем в ребенке послушание.

Но задумайтесь, послушание – это именно то, что мы хотим воспитать в своих детях? Не случится ли так, что беспрекословное послушание потом может навредить нашему ребенку? Вот мы с малого возраста учим ребенка слушаться взрослых, говорим ему, что мама с папой знают все лучше него, взрослые более опытные и мудрые. И вдруг ребенок оказывается в ситуации, когда ему, возможно, не следует слушаться взрослого. А он воспитан таким образом, что он обязан слушаться. И эта ситуация бывает достаточно опасна. К Вашему ребенку на улице подходит посторонний человек. Ребенок понимает, что это посторонний человек, но с другой стороны, это же взрослый дядя. А мама с папой сказали, что нужно слушаться взрослых. Вам бы этого хотелось?Думаю, что нет. Так вот, гораздо важнее научить наших детей действовать самостоятельно, соизмеряя возможность опасности, свои собственные возможности, понимая причину, почему это нужно сделать. Это гораздо важнее, чем научить их просто слушаться и подчиняться нам, взрослым людям и родителям.

Конечно, это требует от родителей разъяснений, почему нужно поступить, так или иначе, в данной ситуации, а так же поиска разных подходов. Не все мы в состоянии постоянно вести диалоги со своими детьми, особенно если они характеризуются вызывающим поведением и достигли подросткового возраста.

Ведь так удобно, когда ребенок делает все, что мы просим его сделать. Но наступает такой момент, когда ребенок перестает бездумно подчиняться Вам. Может быть, не ставить себя в такую ситуацию? Может изначально использовать альтернативу, выбор, диалог, беседу. И тогда не будет возникать ситуаций противостояния.

4. Способ взаимодействия с ребенком «Семейные традиции»

Семейные традиции нужно вводить в любой семье. Поскольку, следуя семейным традициям, ребенок не отрывается от своих корней. Также не возникает конфликтных ситуаций, связанных с нежеланием ребенка выполнять какие-то регулярные действия, связанные с жизнью семьи.

Семейные традиции могут быть совершенно разными (поездка к бабушке и дедушке, особое блюдо, новый год всей семьей), маленькими и большими. Семейная традиция должна оставаться прочной и переходить из поколения в

6поколение. Семейная традиция должна быть не в принуждение, а в  удовольствие. 
Каждую субботу мы всей семьей едем к бабушке с дедушкой. Маленький

ребенок воспримет эту традицию на ура. Бабушка с дедушкой могут его немножко побаловать, дарят подарки, любят, целуют, готовят для него сладости и что-нибудь вкусненькое. Но наступает такой момент, когда ехать к бабушке с дедушкой ребенку совсем не хочется. И родителям приходится использовать другие способы завлечь его туда. Но если это вошло в традицию, то вопрос поездки даже не обсуждается, это уже вошло в хорошую привычку. А сила привычки очень велика.

Таким образом, убедить в необходимости поездки ребенка будет гораздо проще, если ваши визиты к бабушке с дедушкой были регулярными, а не носили спонтанный характер.

В семье принято встречать Новый год вместе всей семьей.У вас даже не возникнет проблем, что ребенок не хочет встречать новый год с вами. Он видит, что так Новый год встречали его родители, что так происходило всегда.

В одной семье было принято всегда встречать Новый год всей семьей под одной елкой. Они покупали каждый год один большой шар. И все члены семьи, которые собирались со всех концов планеты, расписывались на этом шаре. И даже маленькие дети, если они присутствовали, оставляли отпечаток своего пальчика на этом шаре. Эти люди из года в год встречали этот праздник вместе. У них не возникало вопроса, как его встретить. Эта семейная традиция настолько прочно закрепилась, что все новые члены семьи-зятья или невестки, которые там появлялись, просто вписывались в эту традицию и начинали ее соблюдать.

Традиции могут быть совершенно разными. Мама может вводить небольшие традиции.

Вся семья кушает каждое воскресенье сырники по утрам.

Могут быть огромные традиции, затрагивающие связь поколений.

При рождении мальчика сажается клен, при рождении девочки сажается рябина.

И возникает целая роща, и как же не посадить и не ухаживать за этим деревом, когда у тебя рождается ребенок. Это могут быть маленькие или большие традиции, но их поддерживать нужно, чтобы каждое поколение, каждый новый член семьи стремился к продлению. Традиция должна быть интересной, она не должна заставлять человека жертвовать слишком многим. Она скорее должна обогащать мир ребенка и превращать то, что происходит в семье, в нечто интересное. И так, семейные традиции вводить нужно.

5. Активное слушанье

    Ситуация, в которую погружается наш собеседник. С ребенком нужно разговаривать, а не сводить общение к отговоркам. Например, когда

7подросток переживает и хочет поделить с родителями, надо переживать

вместе с ним, не надо перекладывать свой собственный опыт, а лучше использовать активное слушание и находиться рядом. Иначе вы услышите: я

это уже знаю, я не хочу этого слушать, диалога и эмоциональной близости не получится, можно разойтись все дальше и дальше со своим ребенком. 
Когда Вы встречаете свое чадо из школы, о чем вы с ним разговариваете? Обычно происходит следующее:

- Ну как уроки?- Нормально - Ну как оценки?- Ничего - Ну ладно.

Примерно так происходит общение у большинства. И ребенок постепенно приучается к тому, что достаточно сказать, что все нормально.

Наше общение сводится просто к отговоркам. На самом деле беседа и активное слушанье предполагают совершенно другой обмен информацией. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно делился с вами, и вы были участником его жизни, то принимать вот это «нормально» нельзя. И самое главное, нельзя говорить «нормально» о себе и о своей жизни.

Приучите себя к тому, что с ребенком нужно разговаривать. Вы скажете мне: а как ему рассказывать, как он поймет? У него и словарного запаса-то такого нет, чтобы рассказать, что у него происходило в школе. Он не захочет мне рассказывать.

Не захочет, если он не умеет этого делать. А чтобы он умел, вы должны его научить этому. Каким образом? Как часто вы, приходя домой делитесь тем, что у вас произошло сегодня? И что вы ему рассказываете?

Вы ему рассказываете о проблемах с руководством или о том, в чем была одета ваша коллега по работе, что о вас кто-то сказал, свои впечатления за день? Наверное, того же вы будете ожидать и от своих детей. Ребенок будет рассказывать: во что была одета одноклассница, как поступила учительница, что она говорила, все будет абсолютно зеркальным.

Если вы в своих рассказах будете концентрироваться на внешних характеристиках, то и он будет вам отвечать теми же словами. Если вы будете концентрироваться на результате: я сегодня заработал столько-то, мой объем продаж увеличился на столько-то, то и ребенок будет учиться общаться и оперировать теми же характеристиками. Он будет говорить об оценках, которые он получил, об успехах, которые он совершил. Он будет учиться от вас. Но будет ли это эмоциональным общением?

Если мы хотим понимать, чем живет ребенок, и что у него сейчас творится в душе, не думает ли ваш подросток (все подростки об этом думают) о бренности жизни, и ее бессмысленности. Если мы хотим, чтобы он делился с нами этим, необходимо говорить с ребенком на эмоциональном уровне. Как же это сделать?

Рассказывали ли вы ребенку о том, что вас удивило, что обрадовало вас в течение дня, что сильнее всего расстроило? Это на самом деле и является действительно настоящей составляющей нашей жизни. Вы должны сами понимать, что нужно говорить на эмоциональном языке. И говорить об этом можно так: Я сегодня очень сильно удивилась.. и можно описать событие,

оторое сильнее всего удивило, обрадовало, расстроило. Что произошло в отношениях с вашей лучшей подругой, например. Я говорю об эмоциональной составляющей нашей жизни, о том, что составляет красоту

жизни каждого из нас.

Мы работаем не ради цифры и денег, мы работаем ради собственного удовлетворения. Это удовлетворение рождается тем, что нас иногда похвалил начальник, иногда рождается тем, что мы хорошо поговорили со своим другом или подругой, иногда оно рождается в результате достигнутой нами цифры. Мы должны сказать ребенку о том, что это нас обрадовало или огорчило, а не цифру, которой мы достигли.

6. Метод присоединения

На самом деле этот метод неосознанно используют очень многие люди. Метод присоединения заключается в том, что сначала человек пристраивается к тому, что делает партнер, а потом начинает немножко вести его в свою сторону. Мы все очень часто это делаем.

Если мы заходим в компанию, где все молчат, а мы такие эмоциональные и веселые. Мы пытаемся эту кампанию расшевелить.

Мы же не становимся сразу в центр компании, не начинаем махать руками и громко говорить? Мы сначала подстраиваемся под наших партнеров, и постепенно увеличиваем темп разговора, темп движения, речи, усиливаем голос. И это не воспринимается как «вставной зуб», а является составной частью нормальной ситуации.

Если вы видите, что ваши дети дерутся, и вам необходимо их разнять, безусловно, можно это сделать директивным способом, рассадив детей по углам. В результате все сидят на стульях, дуются друг на друга, они наказаны.

С другой стороны, у нас происходила драка между братьями. На самом деле эта ситуация не требует вмешательства родителей, потому что в драке ни когда не бывает невиновных, и в драке всегда участвуют оба. Драться одному невозможно. Значит, каждый из них является участником, и наказывать нужно каждого. Но опять же, это способ наказания.

Ну а если мы родители, которые стремятся не использовать наказания или минимализировать наказания в нашей жизни, и нам не хочется даже за драку детей наказывать. Что делать?

Если это драка между братьями, между близкими людьми, можно к этой драке попросту присоединиться. Они дерутся. Возьмите подушку и давайте вместе с ними драться. Эта драка постепенно перейдет в бой подушками. Вы вместе с ними начнете беситься и смеяться. Вы разрядите ситуацию, не обострив ее, не превратив в ситуацию конфликта между двумя детьми.

Метод присоединения может срабатывать в огромном количестве случаев.

Например: ваш малыш не хочет идти домой из парка. Он сел на траву и

начал реветь. Сядьте рядом с ним и начните реветь. Что он делает? Сначала он недоволен, что вы его передразниваете. А потом от неожиданности он просто замолчит и посмотрит на маму. Один вариант исхода.

Другой вариант. Может произойти примерно следующий диалог:

- А почему ты плачешь? Это я плачу. - Я плачу потому, что ты плачешь

- А зачем ты плачешь? Не понятно, зачем все плакали, улыбнулись и пошли дальше.

Допустим, малыш лает. Бывают такие ситуации, когда ребенок увлекается игрой. И эта игра переходит в способ взаимодействия с окружающими. Кто-то делает ему замечание, а он в ответ лает. На любую просьбу ребенок отвечает лаем. Присоединитесь к его игре. Это всегда вызывает смех и улыбку. И самое главное, это не рождает конфликта между вами. Метод присоединения срабатывает всегда, а если он не срабатывает, можно использовать метод переключения.

7. Метод переключения

Этот метод достаточно часто используют родители маленьких детей, взрослые в работе.  Если ребенок плачет, очень просто переключить его внимание погремушкой. Если ребенок не хочет раздеваться, можно превратить раздевание в игру. Метод переключения это способ переключить внимание ребенка на что-то другое от проблемы.

Например: драка детей, тут используют воду, ведь вода успокаивает, резко переключает, останавливает, дети не понимают что происходит, их отталкивает друг от друга – это срабатывает, когда отношения доходят до пика. 
Переключили внимание, создали другую проблему, дали интересную игрушку, нашли третьего «врага». Все это способы переключить внимание ребенка, и чтобы получить результат, достаточно перебрать эти существующие или придумать какой-то другой способ.

К сожалению, мы перестаем использовать метод переключения, когда ребенок становится более взрослым. Но это неправильно, потому что переключение срабатывает всегда и везде.

8. Метод «Тайм-аут»

Метод уменьшения эмоционального накала, который бывает между родителями и детьми. Метод, который нужно использовать с умом, он не срабатывает с маленькими детьми. Маленький ребенок нуждается в постоянном присутствии мамы или папы, в их контроле. Если вы отправите его посидеть подумать, он не поймет, зачем это, и конечно не будет сидеть на месте, а вам придется постоянно быть рядом с ним и контролировать, чтобы он куда-нибудь не ушел. Метод тайм-аут идеален с подростком, ведь он всегда прав, просит объяснений, накаляет обстановку, мы находимся в состоянии кризиса – пика, а мы не в состоянии слушать ответа ребенка и настаиваем на том, что говорим мы. Тогда нужно взять тайм-аут не подумать,

просто успокоиться, чтобы уровень эмоций снизился. 
Если вы чувствуете, что еще секунда, и вы дойдете до крика. Или не дай Бог вы уже сошли на крик скажите: «Стоп, так нельзя. В таком ключе разговаривать невозможно, у нас все равно ни чего не получится. Давай расходимся, 5 минут отдохнем, а потом встретимся здесь и поговорим».

Этот метод очень хорошо срабатывает и со взрослыми людьми. Представьте себе такую ситуацию: школа. Ситуация конфликта между детьми. К учителю приходит разгневанный родитель. Практика показывает, что родители, защищая своего ребенка (малыша, подростка) проявляют себя в прямом смысле как тигры, потому что это их ребенок. И они абсолютно правы, кто же кроме них защитит ребенка в ситуации, когда его обижают?

Родители приходят к учителю в расстроенных чувствах, готовые к разборкам, они требуют разрешения ситуации здесь, сейчас и немедленно, потому что они находятся на эмоциональном пике.

Будет ли такой диалог продуктивным? Однозначно нет. Обратите внимание, что в приемных всегда есть диваны. Почему в приемных вам достаточно часто предлагают чай, кофе?

Если мы хорошо подумаем, то вспомним, что существовала раньше такая традиция. Когда приезжают послы, мы встречали их с хлебом, солью. Мы сдвигали с ними чаши, преломляли хлеб с солью. А дело в том, что область обиды находится в области горла. Один из самых простых способов убрать повышенную эмоциональность, это сделать глоток.

Если вы находитесь в состоянии, когда скоро взорветесь, выпейте стакан воды. Или предложите стакан воды человеку, у которого сейчас будет эмоциональный срыв.

Итак, тайм-аут нужен не для того, чтобы разрешить ситуацию, а для того, чтобы уменьшить эмоциональный накал, который бывает между нами и нашим ребенком. Это лучше всего срабатывает с подростком, ведь он пока еще не в состоянии регулировать свои эмоции.

9. Мамино и папино время

Профилактический способ. Мы нигде не вызываем чувства вины, не стремимся показать что ребенок сделал что-то не правильно, пытаемся разными способами регулировать его поведение, при этом не вызывая негативных реакций.Мы ни где не вызываем у ребенка чувства вины, мы не стремимся к тому, чтобы показать, что он что-то сделал неправильно. Мы разными способами стараемся регулировать его поведение, при этом не вызывая негативной реакции в ответ.

«Мамино и папино время» на самом деле это тоже профилактический метод. Есть семьи, в которых папа практически не участвует в воспитании детей. Или мама деловая женщина и не может много времени уделять ребенку, и воспитанием детей занимается папа. Он практически превратился в домохозяйку. В некоторых семьях не существует маминого и папиного

времени не потому, что родители все время заняты, а потому что они все

делают сообща и вместе. Но каждому из детей, даже если их у вас несколько, необходимо проводить время один на один с мамой и один на один с папой.

Есть вещи, которые можно сказать только маме. Есть вещи, которые можно спросить только у папы. И эти вещи может спросить и девочка и мальчик. Есть вещи, которыми можно поделиться только с определенным

человеком, который поймет. А есть вещи, которыми можно поделиться с человеком, который выслушает.

Если вы действительно хотите, чтобы ребенок был вашим другом, введите это мамино и папино время. Не имеет значения, какое количество времени вы будете с ним проводить. Даже если это будут 3 минуты перед сном, когда вы сидите рядом со своим ребенком 3 минуты ваших и 3 минуты папины. Спросит ребенок, не спросит, задаст свои вопросы, не задаст, не столь важно. Самое главное, что этот контакт состоялся.Оно нужно и обязательно.
Наступит время, когда этот прием сработает. Когда ребенку потребуется задать свои вопросы, у него уже есть такая возможность благодаря маминому и папиному времени. Если же вы его не ввели, то вы упустите возможность. Потому что, ребенок не будет знать, как подойти к папе с вопросами, с которым не было возможности пообщаться один на один.

10. Поддержка

Всем нам нужна поддержка. Не зависимо взрослые ли мы люди или маленькие дети, мы все нуждаемся в том, чтобы кто-то нас поддерживал. Даже если подросток уже самостоятельный, и ему ни кто не нужен, он все равно нуждается в человеке, который бы ему сказал: «Ты молодец. У тебя все получится. Ты все делаешь правильно».

Если иногда похвалить не за что, похвалите просто за то, что человек есть, что он находится рядом с вами, например так: Как я рада тебя видеть, какой ты у меня хороший, какой ты у меня умница. Можно поддержать даже за негативное поведение. Например, ребенок разбивает любимую мамину голубую чашку. Я приведу различные варианты поведения родителей.

-Как ты мог! Ты же знал, что это моя любимая чашка! Ее же папа купил! Ты понимаешь, что ты сделал??!! Она у нас передается из поколения в поколение!!!

Он сделал это нечаянно, он не может вернуть эту чашку, так получилось. И мама понимает, что так получилось, что ребенок не специально и не со зла уронил ее на пол. Но у ребенка рождается чувство вины.

Поведение другой мамы: Милый, дорогой, я тебя так люблю! Ну что же ты меня так расстраиваешь. Ты зачем эту чашку разбил? Ты же знаешь, что я ее любила. Ребенок ощущает поддержку. Его только что поддержали. А с другой стороны его поведение порицается, но порицается не как трагедия, а как исключительно этот поступок. В остальном мама дает понять, что он по-прежнему любим. И в таком случае ребенок не ощущает чувства вины, он понимает, что так получилось, так поступать нельзя, но его по-прежнему

любят. Иногда даже негативное поведение, которое могло бы быть порицаемо, дает поддержку. Теперь, чтобы было понятнее, давайте проведем аналогию с нашей взрослой жизнью.

11. Метод правильной критики

Когда любая работа ребенка, начиная, как он убрался, подмел, сделал домашнее задание, оценивается с точки зрения П+К+П.
Что чаще всего вы используете? Вы замечаете, что он сделал хорошо? Благодарите за сделанное домашнее задание самостоятельно? Или… 
Здесь надо исправить! Переписать! Все плохо! 
В первом классе он еще перепишет вам пару строчек, но чем дальше будет учиться, тем реже он будет исправлять. Постепенно ситуация может привести к тому, что ему не будут задавать домашних заданий. Он придумает какое угодно оправдание или отмазку, но переделывать не будет. Почему? Потому что вы изначально использовали неправильную критику.

Критика на самом деле может превратиться в похвалу, в желание переделать, оценить свою работу и сделать ее много-много лучше. Вы можете испытывать это на работе, если ваш начальник руководствуется правилом ПКП, вам гораздо интереснее работать. Чем с тем начальником, который критикует вашу работу.

Любую работу, которую сделал ваш ребенок, можно сначала похвалить. Он взял веник, махнул им три раза по полу, приходит к вам и спрашивает: «Я молодец?». Он проявил инициативу, но на самом деле, ничего не сделал. Похвалите его за то, что он в принципе взял веник. Похвалите его за то, что у него в принципе возникла такая потребность. Да, в три годика он еще не умеет подметать. Но если вы сейчас раскритикуете его труд, то в 7 лет вы его уже не заставите, ни подметать, ни мыть посуду. Количество критики превысило допустимые и возможные нормы. Похвалите его за то, что он захотел вам помочь. Затем заставьте его доделать работу(хотя бы убрать веник). Понятно, что вам придется это пере подметать, но не убивайте у него желание вам помогать. Можно использовать такие слова: «Ты такой молодец, я прямо чувствую, что растет помощник. Но веник все-таки нужно на место убрать».

Итак, мы рассмотрели 11 методов разрешения конфликтов, с помощью которых можно избежать ссор и противостояния в общении с ребенком. Эти методы проверены в процессе длительной практики и они действительно работают.

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.Необходимо радоваться успехам ребёнка. Не раздражаться в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Нужно создать в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Статья написана на основе лекций Барложецкой Натальи Фёдоровны

Воспитатель Шлехт Надежда Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

Реферат на тему: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»

РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании (воспитатель ДОУ)»Тема: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»....

Методы и приемы работы с ребенком

Методы и приемы работы с ребенком играют важную роль в воспитании детей в любом их возрасте. Конечно, методов воспитания существует достаточно большое количество. Если спросить среднестатистического п...

Игровые методы и приемы взаимодействия с ребенком при подготовке к школьному обучению (из опыта работы). РМО 2022 г.

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий. Игра - э...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...