Консультация для родителей "Речевой этикет дошкольника"
консультация (подготовительная группа)

Немаловажная сторона речевого развития ребёнка- дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Речевой этикет дошкольника"

Воспитатель:  Базелян О.И. 

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, подавляющее их большинство в этом возрасте свободно владеет ею. Успешному развитию речи способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада.

Немаловажная сторона речевого развития ребёнка- дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет.

Как, например, ребёнку обратиться к взрослому?

В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?

Эти и многие другие элементы культурно-речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.

Например:

в комнату, где сидели молодые женщины, вбежала четырёхлетняя дочь одной из них, держа в руках горшок. Она громко, во всеуслышание, в самых натуральных выражениях заявила о возникшей потребности. Нетрудно было представить, как смущена была молодая мама. Правда, некоторые родители считают, что ребёнок может называть всё «своими именами». Думается они не правы. Хотя потребности, о которых в данном случае идёт речь, так сказать, естественны. У ребёнка с малых лет должно быть воспитанно чувство стыдливости, не позволяющее ни заявлять о них, ни отправлять открыто. Надо научить малыша и деликатным обозначениям их. В таком случае уместно выражение: «Надо в туалет».

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – всё это для ребёнка имеет большое значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий. «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.

Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета, как и слова «здравствуйте», «до свидания» произносимые приветливо и с улыбкой.

Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. спрашивая разрешения ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предотвращено, если вовремя воспитать привычку спрашивать разрешения.

Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме близких и родных).

В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала. Конечно, не в слове дело, но всё же стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребёнка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть?» и т. п. Если в семье ребёнок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй» и т. п., эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.

Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись с ребёнком наедине.

Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи.

ВИДЫ ЭТИКЕТА:

• Столовый.

• Речевой.

• Религиозный.

• «Выходной день» (при посещении театра и др. культурных мест) .

• Повседневный.

• Праздничный

• Служебный (как вести себя в детском учреждении) .

• Профессиональный.

• Свадебный и другие.

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА.

Не набивать едой рот.

Пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды.

Пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту.

Кушать медленно, тщательно пережёвывать еду.

Важно ознакомится с правилами употребления отдельных продуктов, блюд (например) .

Не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом.

Важно пользоваться салфеткой во время еды.

Подскажите ребёнку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и посмотреть, как это сделают остальные.

Научить говорить спасибо за подачу еды, не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо, благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА.

Уважайте желания окружающих.

Проявлять внимание к своим близким.

Не нужно в присутствие ребенка обсуждать проблемы, события и людей.

Соблюдайте тайну переписки.

Нельзя позволять себе рыться в вещах своих близких.

Прежде чем войти в закрытую дверь постучите.

Проводите семейные трапезы.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

 1. Четкая дикция и правильное произнесение слова.

2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости.

3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям.

4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.) .

5. Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений.

6. Умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы.

7. Умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы.

8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.

2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.

3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.

4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.

5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.

7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.

8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.

10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

ЭТИКЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНЫХ МЕСТАХ И ПРИ САМЫХ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ:

• при знакомстве

• в момент приветствия и прощания

• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)

• в телефонном разговоре

• как вести себя в гостях

• как принимать гостей

• как вести себя за столом

• как правильно составлять письма, отвечать на письма

• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми

• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)

• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)

• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье

• отношение к материальным ценностям

• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

«ДОБРОЕ УТРО! »

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

– Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: "Дошкольники и этикет".

Консультация    для   родителей Тема: "Дошкольники и этикет"...

Консультация для родителей. Тема: "Дошкольники и этикет".

Надо ли дошкольников прививать правила этикета? Не приведёт ли это к через мерной регламентации поведения детей, к их "нивелировке" в результате которой они станут похожими друг на друга? Можно ли доб...

Консультация для родителей «Воспитание речевого этикета дошкольников».

Консультация для родителей "Воспитание речевого этикета дошкольников"Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здес...

Консультация для родителей "Этикет для дошкольников"

Консультация для родителей "Этикет для дошкольников"...

Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"

В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотноше...

Консультация для родителей: тема «Речевой этикет дошкольника»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15681338","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Речевой этикет дошкольников В дошкольном возрасте интенси...