Консультация для родителей и педагогов "Речевой этикет дошкольников"
консультация на тему

Синевич Татьяна Михайловна

В дошкольном возрасте интенсивно усваивается нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинает складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Речевой этикет.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Часто ли вы обращаетесь к своему ребенку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слова «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела

Мне помогает похвала».

Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция «Поговорим о хорошем», где каждый ребенок получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее ребенок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнет?(Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая  подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырех лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть его по имени и отчеству, кроме близких и родных).

В каких случаях нужно говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».

Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.

Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети до 5 лет очень активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточить на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И еще одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких «невидимых» сфер, как социальные отношения. Конечно, если  ребенок задает вопрос – ответить на него необходимо, но как можно проще и понятней для ребенка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррекции. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при пробуждении мыслей ребенка недопустимы.

Мышление ребенка после 4-ех лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Формируется операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру).

Ребенок активно усваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес а абстрактным символам – буквам и цифрам. Начинает развиваться знакомство - символическая функция.

     В этом возрасте у ребенка проявляется принципиально новая способность сопереживать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К 4-ем годам речь ребенка уже становится сформирована как средство общения и становится средством его мыслей и рассуждений.

   Сверстник становится интересен как партнер по игре. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти игры становятся постоянными по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?»

ДЕТИ ЗЕРКАЛО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙВ деле прививания хороших манер следует начать с себя, так как именно Вы являетесь для ребёнка примером для подражания.Недаром существует пословица: «Яблоко от яблони далек...

Консультация для родителей «Воспитание речевого этикета дошкольников».

Консультация для родителей "Воспитание речевого этикета дошкольников"Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здес...

Консультация для родителей "Что такое этикет?"

Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит деловую этику, которая ему по...

Консультация для родителей на тему: "Этикет"

Что такое этикет. Основные виды этикетов и их правила....

Консультация для родителей на тему "Этикет для детей"

Стендовая информация для родителей ДОУ...

Консультация для родителей: тема «Речевой этикет дошкольника»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15681338","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Речевой этикет дошкольников В дошкольном возрасте интенси...

Консультация для родителей на тему «Этикет ребенка-дошкольника»

Консультация    для   родителей. Тема: "Этикет ребенка -дошкольника".Надо ли дошкольников прививать правила этикета? Не приведёт ли это к через мерной регламентации повед...