Консультация для родителей «Воспитание речевого этикета дошкольников».
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей "Воспитание речевого этикета дошкольников"

Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание речевого этикета дошкольников».

Этикет (в пер. с франц. - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА

Во времена Древней Греции и Древнего Рима наблюдаются первые попытки специального обучения людей красивому поведению. Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 в. в Испании, откуда довольно быстро распределились по другим западноевропейским странам.

В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале 18 в. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором "Домострой", своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т. д.

ВИДЫ ЭТИКЕТА:

• Столовый.

• Речевой.

• Религиозный.

• «Выходной день» (при посещении театра и др. культурных мест) .

• Повседневный.

• Праздничный

• Служебный (как вести себя в детском учреждении) .

• Профессиональный.

• Свадебный и другие.

ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА.

Не набивать едой рот.

Пользоваться столовыми приборами, а не руками во время еды.

Пережевывать еду закрытым ртом и не разговаривать с едой во рту.

Кушать медленно, тщательно пережёвывать еду.

Важно ознакомится с правилами употребления отдельных продуктов, блюд (например) .

Не разрешайте ребёнку выковыривать еду из зубов за столом.

Важно пользоваться салфеткой во время еды.

Подскажите ребёнку секрет: если не знает, как есть то или иное блюдо, то стоит подождать и посмотреть, как это сделают остальные.

Научить говорить спасибо за подачу еды, не давать резких комментариев (если не понравилось блюдо, благодарить после окончания приёма пищи и сделать комплимент блюду (дома, в гостях, в общественном месте) и т. д.

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА.

Уважайте желания окружающих.

Проявлять внимание к своим близким.

Не нужно в присутствие ребенка обсуждать проблемы, события и людей.

Соблюдайте тайну переписки.

Нельзя позволять себе рыться в вещах своих близких.

Прежде чем войти в закрытую дверь постучите.

Проводите семейные трапезы.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

 1. Четкая дикция и правильное произнесение слова.

2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости.

3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям.

4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.) .

5. Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений.

6. Умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы.

7. Умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы.

8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.

2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.

3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.

4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.

5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.

7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.

8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.

10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

ЭТИКЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНЫХ МЕСТАХ И ПРИ САМЫХ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ:

• при знакомстве

• в момент приветствия и прощания

• в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)

• в телефонном разговоре

• как вести себя в гостях

• как принимать гостей

• как вести себя за столом

• как правильно составлять письма, отвечать на письма

• общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми

• употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)

• выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)

• соблюдение личной гигиены и забота о здоровье

• отношение к материальным ценностям

• понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

«ДОБРОЕ УТРО! »

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

Доброе утро! –

Солнцу и птицам.

– Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В. Кривошеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по речевому развитию дошкольников.

В данной консультации для родителей говорится о том, что развитие речи детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием ум...

Консультация для родителей "Художественно - речевая деятельность дошкольника"

Развитие худлжественно - речевой деятельности дошкольника, за счет ознакомления с художественной литературой....

Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Консультация для родителей: тема «Речевой этикет дошкольника»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15681338","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Речевой этикет дошкольников В дошкольном возрасте интенси...

Консультация для родителей «Правила речевого этикета»

рекомендаци родителям о речевом этикете...

Консультация для родителей. Уровни речевого развития дошкольников.

В статье дается краткая характеристика речевого развития детей 3-6 лет. Дается краткое описание логопедических нарушений, рекомендации по их преодоления....

Роль родителей в воспитании речевого этикета дошкольников.

Родители обладают большими возможностями в обучении детей правилам речевого этикета...