Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Встатье раскрывается опыт работы по развитию познавательной активности в экологическом воспитании средствами моделирования, включающий в себя обследование детей, этапность работы и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Надежкиной Е.В. – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин»
Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования».
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.
В процессе использования моделирования происходит развитие следующих психических феноменов:
- Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению (Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер)
- Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А.В.Запорожец и ученики).
- Развиваются мыслительные процессы. (Н.Н.Подъяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Кондратьева, Николаева, Л.С.Выготский и др.)
- Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)
Таким образом, складывается новый уровень психической сферы, характерной для младшего школьника. Именно данные процессы согласно исследованиям Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, А.Л.Венгера и др. являются необходимым условием развития познавательной активности.
В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили. Проводили обследование по методике Н.Н. Кондратьевой, результаты которого вы видите на экране.
Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире показали некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных и растений в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животным и растениям.
Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».
Вывод: Были выявлены существенные проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдается наличие у детей неправильного отношения к животным: потребительское, агрессивное, безразличное. Поэтому мы пришли к выводу, что моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.
На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования.
Задачи:
- - Способствовать активному включению ребенка в деятельность по экологическому воспитанию.
- Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.
- Воспитывать интерес к экологическому воспитанию и культуру общения.
- Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах экологического воспитания.
- Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных и растений на примере представителей родного края.
- Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира.
- Развить практические умения и навыки по уходу за растениями уголка природы, в зависимости от их потребностей.
- Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования.
- Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.
Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.
- Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей
- Составление моделей и работа с ними: (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)
- Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т.д.)
Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
При её создании мы опирались:
- на особенности развития детей 7-ого года жизни;
- ООП и ФГОС ДО;
- принципы создания предметно-развивающей среды.
Развивающая Предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных и растениях. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород
Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.
В содержание всех занятий мы по природному миру постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.
Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.
На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы ,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры: «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т.д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.
На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.
В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных и растений, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных и растения.
Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.
При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.
Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным. Также формируются предпосылки учебной деятельности, выделенные Элькониным Д.Б.
На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.
В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.
Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились?).
На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.
Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изо деятельность, конструирование. Дети изготавливали модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.
В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.
Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.
В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.
Родители являются участниками в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: Консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.
Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.
На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.
Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.
Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей:
-повышение интереса детей
-развитие познавательной активности,
-развитие творческих и познавательных способностей
-воспитание навыков сотрудничества
- возросла возможность детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,
- сформированы системные знания о животных и растениях области.
-У детей сформировались представления о роли животных и растений в мире природы.
- Повысились практические навыки по уходу за животными.
Перспективы работы следующие
- Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по экологическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....
Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Педагогический проект "Ситуативно- имитационное моделирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
педагогический проект...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"
Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами загадки.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных пси...

Родительское собрание «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Основная цель проведения родительского собрания по данной теме - расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста и формировать представления о правильно...