буклет ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
картотека (подготовительная группа)
Готовность ребѐнка к школе включает в себя:
I.Физиологическую готовность.
II.Социальную (личностную) готовность.
III.Психологическую готовность.
каковы же основные причины неподготовленности детей к школьному обучению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет для родителей | 201.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л. А. Готовность ребѐнка к школе включает в себя:
Физиологическую готовность:
- соответствие физического развития биологическому возрасту;
- высокий уровень физического здоровья (отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных ограничений);
- усидчивость (крепкий позвоночник, нормаль- ный мышечный тонус);
- умеренная двигательная активность, ловкость движений, умение управлять своим телом;
- высокий уровень физической работоспособно- сти и сопротивляемости организма.
Социальную (личностную) готовность:
- адаптация в общностях: семья, группа сверст- ников, класс и т.п.;
- овладение ведущими видами деятельности;
- овладение правилами поведения в социуме;
- уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
- выработка индивидуального стиля поведения;
- наличие самоконтроля и саморегуляции пове- дения.
Психологическую готовность:
- интеллектуальная готовность (развитие позна- вательных процессов: произвольность внима- ния и запоминания, образность мышления, ак- тивность воображения, сформированность ре- чевого аппарата)
- эмоционально-волевая готовность (стрессо- устойчивость, терпимость к окружающим, эмоциональная уравновешенность)
- сформированность Я-концепции (адекватные Я-образ и самооценка, способность к критиче- скому самоанализу)
Основные причины
неподготовленности детей к
школьному обучению
- Тревожность. Высокая тревожность приоб- ретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревож- ность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но роди- тели ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.
- Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, свя- занная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребе- нок, обладающий этим свойством, ведет себя ма- нерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - об- ратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основ- ная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми зна- ниями и способами действий, успешно учиться.
- «Уход от реальности» – это еще один вари- ант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тре- вожностью. Эти дети тоже имеют сильную по- требность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.
Рекомендации по подготовке ребѐнка к
школе
⮛ Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать вни- мание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности за- вести новых друзей.
⮛ Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нор- мально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возник- новении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
⮛ Будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке;
⮛ В домашнем воспитании и обучении исполь- зуйте занятия с игровыми элементами, на- глядные пособия (яркие иллюстрации, тема- тические видеофильмы и пр.), вспомогатель- ные средства (краски, карандаши, конструк- тор, пластилин и пр.);
⮛ Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоя- тельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
⮛ По возможности оградите ребенка от просмот- ров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать сво- его ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других об- ластях знаний.
⮛ Нужно стараться не фиксировать его внима- ние на узкой «специализации», а помочь раз- виваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....
Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Уважаемые родители! Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...
Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
Материал содержит краткое описани всех компонентов готовности ребенка к школе. Информация для родителей и педагогов....
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Консультация для воспитателей и родителей...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Рекомендации родителям...