Показатели готовности ребёнка к обучению в школе.
консультация (подготовительная группа)

Кокова Елена Геннадьевна

Даже при наличии у дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazateli_gotovnosti_rebyonka_k_obucheniyu_v_shkole.docx346.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Показатели готовности ребёнка к обучению

в школе.

Вопрос готовности ребёнка к школе многие родители часто связывают лишь со сформированностью у него сугубо образовательных навыков и умений: развитием первичных математических представлений, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве, развитостью речи, фонематического слуха и т.п. Но даже при наличии у дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку? 

Показатели готовности детей к обучению в школе

включают следующие моменты:

1.      Мотивационную готовность. 

Если ребёнок понимает значимость и необходимость обучения в школе, стремится к социальной роли школьника, стремится к новым знаниям, к получению высокой оценки взрослого, значит можно говорить о его мотивационной готовности к школе.

Родителям важно сформировать у ребёнка положительное отношение к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.

2.      Физическую готовность. 

Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом.

Необходимо учитывать целый ряд критериев.

Состояние здоровья. 

Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. 

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. 

Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. 

Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

3.      Эмоционально-волевую готовность. 

Ребёнку в 6—7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Ему необходимо научиться:

- устанавливать отношения между целью действий и их мотивами,

- наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач,

- сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия,

- удерживать внимание в течение 10-15 минут, не отвлекаться, даже если деятельность не очень интересна (или трудна),

- точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,

- переключаться с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители,

- самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

4.      Социальную готовность (готовность в сфере общения). 

Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Первокласснику придётся строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. В общении со взрослым ребенок должен научиться внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

 

5.      Умственную готовность. 

Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?

1. Своё имя, фамилию, отчество.

2. Свой возраст (желательно дату рождения)

3. Свой домашний адрес

4. Свой город и его главные достопримечательности

5. Страну, в которой он живёт

6. Фамилию, имя, отчество родителей

7. Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года)

8. Домашних животных и их детенышей

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей

10. Транспорт наземный, водный, воздушный

11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки

13. Знать великих русских поэтов и писателей — А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т.д.)

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке

17. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов

18. Различать гласные и согласные звуки

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10

Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Уважаемые родители!

Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уровень развития мелкой моторики детей - важный показатель готовности ребёнка к школе»

Одним из показателей готовности детей дошкольного возраста к переходу в школу является уровень развития мелкой моторики. От этого показателя зависит адаптация ребёнка к школе, его обучение, психическо...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе....

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе. ...

Методика выявления прогноза готовности ребёнка к условиям ДОУ и показателей итогов адаптации

В статье описана Методика выявления прогноза готовности ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ и показателей итогов адаптации....

Проект «Развитие мелкой моторики как один из показателей готовности дошкольника к обучению школе»

Проблема  развития  мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.Развитие тонкой моторики является важным показ...

Консультация для родителей на тему: "Основные показатели речевой готовности ребёнка к школе"

В данной консультации даны основные показатели речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Консультация для родителей «Основные показатели готовности ребёнка к школе»

Консультация для родителей«Основные показатели готовности ребёнка к школе» - Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность...