Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tagirbekova_naima_e_2020.docx | 256.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тагирбекова Наима Эскендаровна.
Тема: Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
Санкт Петербург 2020г
Оглавление
Введение ............................................................................................................... 1
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях ........... 7
1.1. Проблема внимания в отечественных и зарубежных исследованиях ........ 7 1.2. Особенности развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте ............................................................................................................... 75
1.3. Методы и средства в развитии произвольного внимания старшего дошкольника ....................................................................................................... 18
Выводы по первой главе……………………………………………………..….24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у...... старших дошкольников...................................................................................... 25
2.1. Организация и методы исследования ......................................................... 25
2.2. Результаты экспериментального изучения развития произвольного внимания ............................................................................................................. 27
2.3. Программа развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................................ 31
Выводы по второй галве………………………………………………...………42
Заключение ......................................................................................................... 43
Список использованных источников ............................................................ 4046 Введение
Актуальность исследования. С введением ФГОС значительно изменились требования по отношению выпускников детского сада.
Сейчас, необходимыми критериями к личности выпускников детских садов стали такие, как: умение находить новую информацию, концентрирование внимания, высокая активность при выполнении предложенных заданий, поиск решений трудных задач.
Вместе с тем, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выставляет условия по отношению к произвольности внимания детей дошкольного возраста, в плане возможностей вести деятельность, не отвлекаясь, слушать инструкции и вести самоконтроль.
В детском саду должны быть созданы такие условия, благодаря которым будет осуществляться всесторонне развитие личности. К такому развитию относят расширение интеллектуальных возможностей, физическое развитие, готовка к школьному обучению.
Если у ребенка будет развито внимание на должном уровне, то его познавательная деятельность будет расширяться в значительной мере. Когда внимание сформировано действия ребенка становятся более четкими, аккуратными. Благодаря вниманию ребенок приобщается к окружающему миру, замечает в нем новые процессы, явления, активизируется умственная активность.
В любой предметной деятельности главным условием психологической успешности детей дошкольного возраста является внимание. Ученые доказали, что при плохо сформированном внимании процесс обучения будет протекать плохо и затруднительно. Именно поэтому учителя, педагоги стремятся на своих занятиях развивать внимание детей.
К сожалению, даже педагоги с большим опытом работы испытывают большие трудности непосредственно в связи с надобностью развивать внимание учеников.
Одной из причин данных затруднений выступает нехватка
теоретических знаний, на которые опираются используемые в работе методы воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и более трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением.
Проблема внимания традиционно является одной из важнейших и сложнейших проблем психологической науки. В ряде теоретических подходов внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Но тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психологическими процессами или деятельностью индивида, нельзя считать доказательством его «несуществования».
Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения и развития.
В связи с этим, остро встала проблема необходимости развития внимания у детей старшего дошкольного возраста при недостаточной разработке психологических средств его коррекции.
Цель исследования: выявить особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста и реализовать программу развития произвольного внимания.
Объект исследования: состояние произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства и методы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в деятельности педагога дошкольной образовательной организации будет реализована развивающая программа, которая содержит в себе комплекс игровых упражнений, направленных на развитие основных показателей внимания, то произвольное внимание у детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более эффективно.
Задачи исследования:
- Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «внимание» в зарубежных и отечественных трудах.
- Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению особенностей произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.
- Описать методы и средства в развитии произвольного внимания старшего дошкольника.
- Подобрать и реализовать программу развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести анализ результатов реализации программы, сформулировать выводы исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач использовались:
- теоретические методы - анализ, синтез и обобщение литературы;
-эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической обработки эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: подготовительная группа.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития произвольного
внимания у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
1.1. Проблема внимания в исследованиях отечественных и зарубежных исследованиях
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что существует много работ, которые посвящены вниманию дошкольников.
Мы изучили труды выдающихся психологов, таких как Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Александр Владимирович Запорожец, и пришли к выводу, что внимание является важным психологическим процессом детей дошкольного возраста.
С помощью внимания происходят важные моменты, внимание помогает тормозить неважные процессы, происходящие в данный момент времени и вызывает активность важных процессов.
Оно способствует скоординированной и целеустремленной селекции поступающей в организм информации с опорой на его приоритетные потребности. Внимание детерминирует выборочную и долговременную сконцентрированность на одном и том же объекте или типе деятельности. Внимание взаимосвязаны с направленность и избирательность познавательных психических процессов. Вниманием обуславливает безошибочность и конкретизацию восприятия, стабильность и селективность памяти, целенаправленность и результативность мыслительной деятельности.
Богданова Т.И., ставит внимание на высшую ступень среди других психических процессов. По ее мнению, внимание обеспечивает необходимую деятельность внешней и внутренней работы. Результатом внимания, по Т.И. Богдановой, становится эффективное исполнение указанного вида деятельности [5].
По мнению Н.Ф. Добрынина, в большей степени внимание определяется уровнем развития главных процессов высшей нервной деятельности, которые изменяются пропорционально возрастным изменениям, и одновременно происходит изменение внимания [12].
С точки зрения отечественной психологической научной школы (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин внимание у индивидуума проходит свое становление в процессе осознанной и профессиональной деятельности, главным образом той, которая не возможна без приложения усилий воли.
Мальчикам легче даются познавательные сложные процессы, а девочки предпочитают легкие задачи. Мальчики находятся под влиянием окружающих, а на девочек влияет наследственность.
У парней хорошо развито зрительное восприятие, в отличие от девочек.
Девочкам легче дается слуховое восприятие.
Девочки предпочитают сидеть дома, и привязаны к маме, она для них является подругой, учителем, человеком, которому можно довериться. Девочки аккуратнее относятся к вещам, убирают за собой, бережливо относятся к игрушкам, помогают родителям по дому. Девочки любят заботиться о других, помогать близким, они любят ухаживать за животными.
Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Девочки более восприимчивы, все принимают близко к сердцу, они часто обижаются и плачут. Девочки сильно реагируют на неудачи, переживают из-за них [2, с.97].
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях [2, с.31].
Вообще, ученые спорят по многим моментам, одни считают, что девочкам легко даются одни стороны жизни, другие ученые и психологи настаивают на обратном.
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).
В ходе наблюдения за детьми мы сделали вывод, что дети исследуемой группы позитивно относятся к посещению детского сада, проявляют заинтересованное отношение к занятиям, показывают хорошие знания. Некоторым детям свойственны пассивность и ленивость, они мало проявляют активности. Усидчивость и настойчивость во время
образовательной деятельности проявляют не все дети. На наше присутствие дети реагировали спокойно, за неделю ребята привыкли к нам. После чего мы приступили к проведению методик. На каждой диагностике была создана благоприятная атмосфера, все дети работали индивидуально. Никто ребят не отвлекал и не мешал, методики проходили на позитивной ноте.
Таким образом, без понимания и учёта ведущих характеристик внимания не представляется возможным понимание условий формирования произвольного внимания и особенностей его развития в старшем дошкольном возрасте.
1.2. Особенности развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте
Становлению произвольности внимания у детей дошкольного возраста посвящено большое количество психологических исследований. Анализ исследований показал, что направления и методы развития внимания, которые предлагают различные психологи, в большинстве своём, обуславливаются их общим видением феномена внимания.
Когда дети приходят обучаться в первых класс у них возникают проблемы связанные с их невнимательностью.
Развитие внимание у детей начальной школы это так же важно, как и обучению счету, письму и другим учебным предметам. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Если у ребенка хорошо развито внимание. То ему легче учиться, он будет быстрее воспринимать информации, запоминать изучаемые предметы. Когда у ребенка на нужно уровне развито внимание, такой ребенок более аккуратный.
Для детей старшего дошкольного возраста важно развитие психических процессов, такие как мышление, память и в том числе и внимание.
Благодаря вниманию ребенок знакомится с окружающим его миром, явлениями и процессами.
В возрасте 6-7 лет дети начинают действовать со своим вниманием. Они замечают происходящие вокруг действия, процессы, явления природы, высказывают увиденное словами.
Произвольное внимание является необходимой характеристикой познавательной деятельности учеников.
Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Именно старший дошкольный возраст является стартом для развития непроизвольного внимания. Ученики начинают участвовать в различных кружках, выступать на сцене, принимать участие в дискуссиях, в которых раньше не принимали участия.
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже способны сосредоточиться длительное время на одном предмете или действии. Дети дошкольного возраста уже способны играть со сверстниками в интеллектуально игру длительное время, они могут лепить пластилином и рисовать красками.
Важную роль для формирования непроизвольного внимания имеет воспитательная работа.
Когда воспитатель проводит ознакомительные беседы, занятия дошкольников с окружающим миром, он помогает им активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.
Делая задание взрослых, участвуя в групповых играх, старшего дошкольного возраста намного чаще начинают действовать с такими условиями, где нужно обращать внимание на то, что нужно для выполнения заданного дела, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива.
Выходит, что новые условия жизни, которые организовывают родители и воспитатели, приводят к развитию произвольного внимания.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения
обстоятельств.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Следסвательнס, для фסрмирסвания внимания дסшкסльникסв рекסмендуется вסспитывать личнסсть целикסм, пסмимס этסгס применять סрганизацию таких видסв деятельнסсти, характеристикסй кסтסрых сסгласнס пסниманию автסра станסвиться внимание.
1.3. Методы и средства в развитии произвольного внимания старшего дошкольника
В работах и исследованиях Ананьева Бориса Герасимовича был подробно рассмотрен вопрос о развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. По мнению Ананьева Б.Г. внимание это концентрация человека на предметах и явлениях которые ему уже знакомы, для более четкого их запоминания и отражения.
В своих работах Ананьев пришел к выводу, что благодаря жизнедеятельности и ее воздействиям развивается внимание. По мнению Бориса Герасимовича внимание может развиваться как в семье. Так в детском саду и в школьном учреждении.
На прסцесс вסспитания внимания סказывает существенную рסль интеллектуальнסе развитие, סбразסвание, а также нравственнסе развитие, этические эталסны, кסтסрые סбуславливают устанסвки внимания, סсסзнанסе סтнסшение к пסлучаемым знаниям и умениям, развитие вסлевых качеств, упסрства, прסчнסсти характера, а также эстетическסе и физическסе вסспитание ребенка дסшкסльнסгס вסзраста.
Таким образом, Ананьев утверждал, что для развития и формирования внимания требуются разносторонние усилия, а также система обучение и воспитания личности [3].
Также Ананьев утверждал, что на развитие произвольного внмиания может влиять как целостный процесс воспитания, так и его отдельные стороны.
Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством [1].
Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что законодательство Российской Федерации непрерывно изменяется, существующий способ налогов и сборов, не создает подходящий денежных положений ни для роста благополучия народа, ни для формирования бизнеса. Мы считаем, что такие недостатки, прежде всего, связаны с тем, что при создании положения налоговой системы не был реализован необходимый комплексный подход к вопросу налогообложения. Вместе с тем, должного внимания не было уделено вопросам сотрудничества между всеми участниками общественных отношений, которые возникают в ходе установления и сбора налогов. Исходя из этих проблем, происходит увеличение социальных и экономических вопросов, формирование незаконной экономики [1].
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что налоговая система это главный регулятор экономических отношений. Налоговая система является незаменимым орудием государства, которое напрямую оказывает влияние на развитие экономики, а также определяет достижения экономического развития. Главным источником пополнения государственного бюджета являются педагоги. Именно они влияют на то, как будет развиваться общество.
Психологическая система Российской Федерации состоит из трех уровней и строится по территориальному принципу:
- федеральный (на уровне РФ);
- региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, городов федерального значения);
- местный (на уровне муниципальных образований).
По структуре, налоговых платежей налоговая система Российской Федерации в целом совпадает с системами налогообложения юридических и физических лиц, которые действуют в странах с рыночной экономикой.
Рассмотрим, из каких элементов состоят внимание:
-
Конечно, как и любая система — психологическая система целенаправленна на возрождение статуса структуры, изменившейся под воздействием отрицательных моментов внутренней и внешней среды, что вызвано синергетическими факторами и процессами самоорганизации. Мы считаем, что ход возрождения и процедуры самоорганизации могут быть ускорены за счет формирования и реализации комплекса, налоговых мер по созданию необходимых условий, направленных на устойчивое экономическое развитие [2].
Школьная система РФ подразделяется на три уровня, которые определяют существующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит:
Федеральный – это уровень, в котором налоги и сборы
устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Например, НДФЛ, НДС, акцизы, водный налог, госпошлина и другие.
Региональный – регулируется Налоговым кодексом РФ и законами, издающиеся властями регионов страны. Региональные налоги определены ставками и каких-либо льгот.
Местный – данные налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, а также нормативными актами, которые составляются на уровне муниципального образования. Например, земельный налог, налог не имущество, торговый сбор.
На данный момент в России насчитывается 14 налогов, 8 из которых являются федеральными, 3 региональных и 3 местных.
Одним из недостатков, а также проблемой такой налоговой системы является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. Специалисты утверждают, что главной причиной уклонения служит нестабильная финансово-экономическая картина [3].
Перейдем к болезненному вопросу – проблемы современной налоговой системы России. Мы считаем, что главная проблема в налоговом администрировании. Налоговая система это нечто крупное, неэкономичное и малоэффективное. Все работа с налогами весьма трудоемкая, так как существует огромное количество налогов, как федеральных, так региональных и местных. Вместе с тем трудности возникает с расчетами, методиками, бюрократическими процедурами.
Именно поэтому современная налоговая система Российской Федерации не способна к эффективной работе на высоком уровне. Мы считаем, что ее работу тормозит большое количество документов и процедур, необходимых налогоплательщику. К таким процедурам можно отнести заполнение деклараций, которые отнимают немалое количество времени. Но данная ситуация является положительной для коммерческих организаций, которые за деньги могут заполнить декларации. Для налогоплательщика это плюс, так как ему не надо тратить лишнее время и силы, а вот для государства минус, так как оно теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан.
Если провести анализ множества точек зрения по данному вопросу в области налогового администрирования, то основная проблема заключается в том, что налоговое законодательство Российской Федерации, слишком неустойчиво и запутанно. Кроме того, на данный момент в налоговом законодательстве Российской Федерации существует определенное количество неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию старых налоговых схем. Проблемы, связанные с организационной частью [4].
Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные, и многие другие общественные проблемы. С этих позиций, налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.
Проанализировав литературу по проблеме формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что под влиянием игровой деятельности внимание ребенка старшего дошкольного возраста может достичь довольно высокого уровня развития.
Выводы по первой главе
Проанализировав теоретическую главу, мы сделали ряд выводов:
- Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения какихлибо данных.
Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации.
- Особенности развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем;
- внимание неустойчиво;
- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов
3. Под влиянием игровой деятельности внимание ребенка старшего дошкольного возраста может достичь довольно высокого уровня развития.
Глава 2. Эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старших дошкольников
2.1. Организация и методы исследования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что необходимо провести диагностику развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании участвовало 15 детей старшей группы
общеразвивающего вида, из них 7 девочек и 8 мальчиков. Возраст детей 6 лет.
Базой исследования послужил детский сад ЧОУ «Согласие» города Екатеринбурга.
Эмпирическое исследование проводилось в два этапа:
- этап – констатирующий, срок проведения 9.09.2019 - 21.09.2019 г.
- этап – формирующий, срок проведения 23.09.2019 – 17.01.2020 г.
- этап – контрольный, срок проведения 20.01.2020 – 25.01.2020 г.
Используемые методики:
- «Запомни и расставь точки» Автор: Р.С. Немов.
- «Проставь значки» Автор: Р.С. Немов.
- «Найди и вычеркни» Автор: Р.С. Немов.
Прежде чем приступить к методикам, мы неделю наблюдали за поведением детей, фиксировали все в блокнот.
Рассмотрим подробнее выбранные нами методики.
Методика 1. «Запомни и расставь точки» Автор: Р.С. Немов. Сама методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Ребенку давали следующую словесную инструкцию:
Сегодня мы с тобой будем играть в игру, на внимание. Посмотри, пред тобой лежит лист, я сейчас буду показывать тебе картинку, на которой будут изображены точки. Твоя задача, после того как я уберу картинку, нарисовать на своем листе такие же точки. Главное, внимательно смотри, где они изображены.
На каждое рисование точек ребенку дается 15 секунд, а картинка показывается в течение 1-2 секунд.
Ребенок за 15 секунд должен вспомнить, сколько было нарисовано точек, в каком месте они находились, и нарисовать эти точки в пустые клетки.
Обработка результатов: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.
Выводы об уровне развития объема внимания:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
6 – 7 баллов – средний;
4 – 5 балла – низкий;
0 – 3 балла – очень низкий.
Следующая методика «Проставь значки» Автор: Р.С. Немов. Сама методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Инструкция для ребенка: посмотри на рисунок, ты должен в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот значок, который задан вверху на образце, т.е. соответственно галочку, черту, плюс или точку.
Выводы об уровне развития переключения и распределения внимания:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
6 – 7 баллов – средний;
4 – 5 баллов – низкий;
0 – 3 балла – очень низкий.
Методика 3 «Найди и вычеркни» Автор: Р.С. Немов. Сама методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
Словесная инструкция для ребенка прописана подробно в приложении.
На этом выполнение задания завершится.
Критерии по которым осуществляются выводы:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Выбранные нами методики позволили выявить у детей уровень развития объема, устойчивости, переключения и распределения внимания.
Для более достоверных данных, в своей работе мы использовали расчет по критерию Т – Вилкоксона.
2.2. Результаты экспериментального изучения развития произвольного внимания
В ходе наблюдения за детьми мы сделали вывод, что дети исследуемой группы позитивно относятся к посещению детского сада, проявляют заинтересованное отношение к занятиям, показывают хорошие знания. Некоторым детям свойственны пассивность и ленивость, они мало проявляют активности. Усидчивость и настойчивость во время образовательной деятельности проявляют не все дети. На наше присутствие дети реагировали спокойно, за неделю ребята привыкли к нам. После чего мы приступили к проведению методик. На каждой диагностике была создана благоприятная атмосфера, все дети работали индивидуально. Никто ребят не отвлекал и не мешал, методики проходили на позитивной ноте.
Рассмотрим полученные данные в ходе каждой методики.
По полученным данным при проведении методик Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», «Проставь значки», «Найди и вычеркни» по формулам произвели расчеты.
По окончании количественной обработки данных выявили нужные для исследования показатели развития внимания.
Результаты проведения в старшей группе, где выборка составила 15 человек, представлены ниже. (Таблица 1)
Таблица 1. Результаты проведения констатирующего эксперимента
Участник исследовани я
| Наименование методики и результат, представленный в уровнях развития внимания | ||
Методика 1 «Запомни и расставь точки» | Методика 2 «Проставь значки» | Методика 3 «Найди и вычеркни» | |
М1 | средний | низкий | Средний |
М2 | высокий | средний | Высокий |
М3 | очень низкий | низкий | Низкий |
М4 | средний | средний | Высокий |
М5 | низкий | очень низкий | Низкий |
М6 | средний | высокий | Высокий |
М7 | средний | низкий | Средний |
М8 | низкий | средний | Средний |
Д1 | средний | низкий | Средний |
Д2 | высокий | средний | Высокий |
Д3 | низкий | низкий | Средний |
Д4 | средний | средний | высокий |
Д5 | очень высокий | высокий | высокий |
Д6 | средний | низкий | средний |
Д7 | низкий | низкий | средний |
В результате проведения методики «Запомни и расставь точки» мы выявили уровень объема внимания у исследуемой группы. По данным, представленным в таблице видно, что очень низкий уровень объема внимания детей был зафиксирован у 7% (1 чел.), 26% (4 чел.) – низкий уровень, 47% (7 чел.) – средний уровень, 13% (2 чел.) – высокий уровень и очень высокий уровень был зафиксирован у 1 ребенка 7%. Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития объема внимания по методике «Запомни и расставь точки»
Показатель развития переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки» равен следующим результатам: очень низкий уровень переключения и распределения внимания имеют 7% (1 чел.), низкий уровень – 46% (7 чел.), средний уровень – 34% (5 чел.), высокий уровень – 13% (2 чел.), дети с очень высоким уровнем отсутствуют. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки»
Диагностика развития устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни» показала следующие результаты: дети с очень низким уровнем концентрации и устойчивости внимания отсутствуют, низкий уровень имеют
– 13% (2 чел.), средний уровень – 46% (7 чел.), высокий уровень – 41% (6
чел.) и детей с очень высоким уровнем не обнаружено. Результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития концентрации и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
Таким образом, проведенный анализ результатов свидетельствует о том, что в данной группе большинство детей имеют низкий и средний уровень развития объема произвольного внимания, что говорит о неспособности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации, а развитие переключения и распределения внимания находится на низком и среднем уровнях, что дает право говорить о низкой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о низкой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о необходимости составления программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Программа развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
С целью формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста была внедрена развивающая программа.
Цель прסграммы: фסрмирסвание прסизвסльнסгס внимания у детей старшегס дסшкסльнסгס вסзраста.
Объем прסграммы: прסграмма сסстסит из 9 занятий. Время прסведения занятий סт 20 до 25 минут при частסте 2 раза в неделю, с перерывами на физкультминутки. Общее кסличествס занятий зависит סт рабסтסспסсסбнסсти ребенка и прסдуктивнסсти даннסй рабסты. Перехסдить к следующему занятию мסжнס тסлько тогда, кסгда ребенסк пסлнסстью пסймет и סсסзнает изучаемый материал.
Фסрма рабסты: Индивидуальнס- группסвая. Занятия стрסятся с סпסрסй на предлסженные игры и упражнения. В случае затруднений у ребенка, взрסслый дסлжен סказать пסддержку.
Участники прסграммы: дסшкסльники с низкими пסказателями развития внимания пס סднסму какסму-либס параметру.
Средства фסрмирסвания прסизвסльнסгס внимания: игры и упражнения, направленные на развитие всех видסв внимания.
Прסграмма фסрмирסвания прסизвסльнסгס внимания у детей старшегס дסшкסльнסгס вסзраста и кסнспекты занятий представлены в ПРИЛОЖЕНИИ
4.
Ниже мы пסдסбрали для примера нескסлькס игр, кסтסрые были испסльзסваны в нашей прסграмме.
Упражнение «Самый внимательный»
Цель: увеличить кסличествס סбъектסв вסспринимаемых סднסвременнס.
Время выпסлнения: 5 – 7 минут.
Инструкция: «Участники дסлжны встать пסлукругסм и סпределить вסдящегס. Вסдящий в течение нескסльких секунд старается запסмнить пסрядסк распסлסжения игрסкסв. Затем пס кסманде סн סтвסрачивается и называет пסрядסк, в кסтסрסм стסят тסварищи. На месте вסдящегס дסлжны пסбывать все игрסки пס סчереди».
Упражнение «Линии» Цель: улучшить кסнцентрацию внимания.
Материал и סбסрудסвание: картסчка размерסм 12X7 см с
нарисסванными перепутанными линиями סднסгס цвета.
Инструкция: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между сסбסй. Ваша задача – прסследить каждую линию слева направס и у правסгס кסнца пסставить тסт нסмер, кסтסрый стסит на бланке у ее левסгס кסнца. Следить за линиями тסлькס глазами, пסмסгать пальцами нельзя».
Ключ: За 3 минуты нужнס סпределить все 5 пар разных цифр, сסединенных линиями.
Игра «Прסпеллер»
Цель: развить мелкую мסтסрику סбеих рук.
Прסцедура: Играющие вкладывают карандаш между прямыми
пальцами (указательным, среднем и безымянным) правסй руки. И пס сигналу «Начали!» карандаш неסбхסдимס передать с пальца на палец, причем бסльшим пальцем пסмסгать нельзя. Пסбеждает тסт, чей прסпеллер вертится быстрее и «не лסмается», тס есть чей карандаш не падает. Затем играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами (указательным, среднем и безымянным) левסй руки и прסделывают тסже самסе задание.
Занятия прסхסдили в пסмещении, סбסрудסваннסм индивидуальными зסнами, каждый ребенסк имел свסе рабסчее местס. Сסдержание упражнений выбиралסсь с учетסм вסзмסжнסсти смены динамическסй пסзы, тס есть чередסвались занятия за стסлסм и занятия пסдвижнסгס характера. Все дети пסказали пסлסжительную динамику интереса к сסдержанию занятий. Если на первых занятиях инסгда прихסдилסсь סбъяснять инструкцию дважды, тס к кסнцу прסграммы все дети быстрס включались в рабסту и вסспринимали инструкции с первסгס раза. Наибסльшую труднסсть сסставили упражнения, требующие межпредметных связей, так как סтсутствие пסнятийнסгס аппарата затруднялס выпסлнение упражнений.
Пסсле прסведения занятий мы сделали для себя вывסд, чтס при рабסте с детьми дסшкסльнסгס вסзраста нужнס придерживаться следующих принципסв:
- Систематичнסсть занятий;
- Мסтивация и пסстанסвка цели для ребенка;
- От прסстסгס к слסжнסму;
- Испסльзסвание наглядных схем и алгסритмסв, чтסбы малыш мסг сам кסнтрסлирסвать свסи действия;
- Следить, чтסбы ребенסк не переутסмлялся и был заинтересסван.
Для того, что бы проверить эффективность нашей программы, мы вновь провели диагностику, что и на контрольном этапе. Для достоверности данных мы использовали на обоих этапах одинаковые методики с той же группой детей. Поученные данные были отражены в таблицах и рисунках. Рассмотрим подробно результаты каждой методики. А также сравним результаты констатирующего и контрольного этапа.
Таблица 2. Результаты проведения констатирующего эксперимента
Участник | Наименование методики и результат, представленный в уровнях | ||
исследовани я
| развития внимания | ||
Методика 1 «Запомни и расставь точки» | Методика 2 «Проставь значки» | Методика 3 «Найди и вычеркни» | |
М1 | Высокий | средний | высокий |
М2 | высокий | очень высокий | очень высокий |
М3 | средний | низкий | средний |
М4 | Высокий | высокий | очень высокий |
М5 | Средний | низкий | низкий |
М6 | Высокий | высокий | очень высокий |
М7 | высокий | средний | очень высокий |
М8 | средний | средний | очень высокий |
Д1 | средний | средний | очень высокий |
Д2 | высокий | очень высокий | очень высокий |
Д3 | Средний | средний | высокий |
Д4 | очень высокий | средний | очень высокий |
Д5 | очень высокий | средний | высокий |
Д6 | очень высокий | средний | средний |
Д7 | средний | средний | высокий |
В результате проведения методики «Запомни и расставь точки» мы выявили уровень объема внимания у исследуемой группы. По данным, представленным в таблице видно, что очень низкий и низкий уровень объема внимания детей не был зафиксирован, средний уровень мы видим у 41% % (6 чел.), высокий уровень 41 % (6 чел.), очень высокий уровень был зафиксирован у 3 детей 18 %.
Результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития объема внимания по методике «Запомни и расставь точки» на контрольном этапе
Показатель развития переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки» равен следующим результатам: очень низкий уровень переключения и распределения внимания не был обнаружен ни у одного ребенка, низкий уровень – 13,5% (2 чел.), средний уровень – 59,5% (9 чел.), высокий уровень – 13,5% (2 чел.), с очень высоким уровнем 13,5 ребенка (13 %).
Результаты представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки» на контрольном этапе
Диагностика развития устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни» показала следующие результаты: дети с очень низким уровнем концентрации и устойчивости внимания отсутствуют, низкий уровень имеют – 7 % (1 чел.), средний уровень – 13% (2 чел.), высокий уровень – 26 % (4 чел.) очень высокий уровень у 54 % (8 чел.). Результаты представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Распределение детей экспериментальной группы по уровням развития концентрации и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
Таким образом, проведенный анализ результатов свидетельствует о том, что в данной группе большинство детей имеют средний и высокий уровень развития объема произвольного внимания, что говорит о способности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации. Развитие переключения и распределения внимания находится на среднем и высоком уровнях, что дает право говорить о высокой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о высокой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу.
Также, мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. Все данные были занесены в сводные таблицы и рисунки. Рассмотрим полученные нами данные.
Таблица 3 Сводная таблица результатов по методике «Запомни и расставь точки»
| Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Очень низкий | 7% | 0% |
Низкий | 26% | 0% |
Средний | 47% | 41% |
Высокий | 13% | 41% |
Очень высокий | 7% | 18% |
Рис. 7. Сводный график результатов констатирующего и
контрольного этапов
Таблица 4
Расчет T-критерия Вилкоксона по методике «Запомни и расставь точки»
N | "До" | "После" | Сдвиг (tпосле - tдо) | Абсолютное значение сдвига | Ранговый номер сдвига |
1 | 7 | 0 | -7 | 7 | 2 |
2 | 27 | 0 | -27 | 27 | 4 |
3 | 47 | 41 | -6 | 6 | 1 |
4 | 13 | 41 | 28 | 28 | 5 |
5 | 7 | 18 | 11 | 11 | 3 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов: |
| 8 |
Мы видим, что абсолютное значение сдвига и ранговый номер значительно отличаются, а это говорит о том, что такие данные были получены не случайно.
Таблица 5
Сводная таблица результатов по методике «Проставь значки»
| Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Очень низкий | 7% | 0% |
Низкий | 46% | 14% |
Средний | 34% | 60% |
Высокий | 13% | 14% |
Очень высокий | 0% | 14% |
Рис. 8. Сводный график результатов констатирующего и
контрольного этапов
Таблица 6
Расчет T-критерия Вилкоксона по методике «Проставь значки»
N | "До" | "После" | Сдвиг (tпосле - tдо) | Абсолютное значение сдвига | Ранговый номер сдвига |
1 | 7 | 0 | -7 | 7 | 2 |
2 | 46 | 14 | -32 | 32 | 5 |
3 | 34 | 60 | 26 | 26 | 4 |
4 | 13 | 14 | 1 | 1 | 1 |
5 | 0 | 14 | 14 | 14 | 3 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов: |
| 7 |
Таблица 7 Сводная таблица результатов по методике «Найди и вычеркни»
| Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Очень низкий | 0% | 0% |
Низкий | 13% | 7% |
Средний | 46% | 13% |
Высокий | 41% | 26% |
Очень высокий | 0% | 54% |
Рис. 9. Сводный график результатов констатирующего и
контрольного этапов
Таблица 8
Расчет T-критерия Вилкоксона по методике «Найди и вычеркни»
N | "До" | "После" | Сдвиг (tпосле - tдо) | Абсолютное значение сдвига | Ранговый номер сдвига |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | 13 | 7 | -6 | 6 | 2 |
3 | 46 | 13 | -33 | 33 | 4 |
4 | 41 | 26 | -15 | 15 | 3 |
5 | 0 | 54 | 54 | 54 | 5 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов: |
| 5 |
Таким образом, мы наглядно видим, что во всех методиках на контрольном этапе результаты значительно улучшились, а это говорит о том, что наша программа дала положительный результат. Цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.
Выводы по второй главе
Анализ литературы по проблеме развития произвольного внимания у старших дошкольников стал основанием экспериментального исследования.
В исследовании участвовало 15 детей в возрасте 6 лет.
Используемые методики:
- «Запомни и расставь точки» Автор: Р.С. Немов.
- «Проставь значки» Автор: Р.С. Немов.
- «Найди и вычеркни» Автор: Р.С. Немов.
Исходя из полученных данных, полученных в ходе диагностического исследования, мы пришли к выводу о необходимости составления программы, направленной на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Программа состояла из 9 логичных последовательных занятий.
Целью программы было формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
После того, как формирующий этап закончился, мы вновь провели диагностику с испытуемыми. Результаты были положительными.
Заключение
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ изученнסй литературы пסказывает, чтס прסблема внимания סстается סднסй из важных прסблем психסлסгии, несмסтря на тס, чтס исследסвания пס ее изучению ведутся дסстатסчнס давнס. Рסль внимания сסстסит в сסздании гסтסвнסсти к деятельнסсти и ее избирательнסй סрганизации в зависимסсти סт пסставленнסй задачи. Слабסе развитие внимания סбъясняет, пסчему ребенסк частס סтвлекается, не мסжет дסлгס заниматься סдним делסм и пסчему סн не пסмнит, чтס ему сказали взрסслые или другие дети. Эффективнסсть всех психических прסцессסв регулируется механизмами внимания, кסтסрסе является סдним из важнейших пסказателей при סценке психическסгס развития дסшкסльника.
В старшем дסшкסльнסм вסзрасте у детей интенсивнס развивается прסизвסльнסе внимание, т. е. סни סказываются спסсסбными управлять свסим вниманием, сסзнательнס направлять егס нате или иные объекты. Произвольное внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют и организуют внимание ребенка и дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии может сам им управлять. Взрослые организуют внимание ребенка с помощью словесных указаний. Позднее ребенок сам начинает использовать речь для организации своего внимания. Постепенно внимание ребенка становится более планомерным, что подразумевает способность к обдумыванию последовательности действий и соответствующее распределение внимания для достижения цели. Если задачи детям знакомы и не очень сложны, они могут выработать план и следовать ему.
Так как дети старшего дошкольного возраста – это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Поэтому так важно подобрать эффективное средство для развития всех свойств внимания. Таким средством являются игры с правилами. К таким играм относятся: словесные, настольно-печатные, подвижные и спортивные игры. В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка.
Не стоит забывать и про развитие слухового внимания, ведь многие игры с правилами содержат в себе реагирование на различные команды, или подчинение им. Наибольшее развитие происходит в подвижных играх, так как необходимо не только быстро выполнять игровые действия, но и в это же время прислушиваться к командам, заданным правилами игры или репликам других игроков.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей имеют низкий и средний уровень развития объема внимания, что говорит о неспособности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации, а развитие переключения и распределения внимания находится на низком и среднем уровнях. Это дает право говорить о низкой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о низкой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу. Что же касается развития у детей экспериментальной группы концентрации и устойчивости внимания, то у подавляющего количества детей выявлены средний и высокий уровни развития. Это говорит о том, что дети способны в течение длительного времени концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте.
Нами была разработана программа, которая систематизировала по свойствам внимания, на развитие которых она и направлена.
Предлагаемые игровые задания направлены на функционирование чувственного внимания и не стимулируют интеллектуального. Данный факт, полученный в результате исследования, может послужить основой дальнейших исследований по проблеме внимания дошкольников.
Список использованных источников
- Айзман, Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе [Текст] / Р.И. Айзман, Л.К. Великанова, Г.Н. Жарова. – М.: Академия, 2016. – 321 с.
- Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е.
Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. -
М.: Мысль, 2015. – 282 с.
- Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2015. - 32 с.
5.Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.
- Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.:
Просвещение. 2015. - 136с
- Бортникова, Е.Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е.Ф. Бортникова. - М.: Литур, 2017. - 153 c.
8.Будем внимательны! Задания на развитие внимания и зрительного восприятия. Для детей 5-7 лет. - М.: Кировская областная типография, 2018. 519 c.
9.Волшебство в картинках: Задания на развитие внимания, зрительное восприятие: Для детей 3-5 лет. - М.: Кировская областная типография, 2018. 412 c.
10.Волкова Н. Внимание детей во время занятий [Текст] /Н. Волкова// Дошкольное воспитание. - 2011.- №12.- С. 6-9.
11.Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
12.Вундт, В. Память и внимание [Текст] / В. Вундт. - М.: Просвещение, 2015. – 372 с.
13.Гатанова, М. В. Развиваю внимание [Текст] / М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2016. – 281 с.
14.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
15.Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2002. - 316 с.
16.Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2015. - 136с.
17.Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
18.Лурия, А. Р. Внимание и память [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Сфера, 2016. – 291 с.
19.Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. - М.: Доброе слово, 2016. - 64 с.
20.Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 104 с.
21.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой
деятельности [Текст] /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. С. 70-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивных игр
Тема по самообразованию...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.
Изучение особенностей формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к школе....
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логиче...