Памятка для родителей,подзабывших теорию русского языка
консультация

Тихонова Марина Владимировна

Коротко о звуковом составе русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

для родителей, подзабывших теорию русского языка

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

 

В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),

21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ)

и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ.

Теперь разберёмся со звуками. Поможет нам в этом очень простая схема:

Согласные звуки, в свою очередь, делятся на твердые и мягкие,

например: трон – тронь.

Мягкость согласного звука обозначается значком: `(запятая вверху справа). Стало быть, в слове трон [н] – твердый согласный звук, а в слове тронь [н`] – мягкий.

Запомните:

  • звуки [ж] [ш] [ц] – всегда твердые согласные;
  • звуки [ч] [щ] [й] – всегда мягкие согласные.

Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими:

[б]-[б`], [р]-[р`], [ф]-[ф`] и т.д.

Все согласные  делятся ещё и по принципу звонкости – глухости.

В русском языке 6 звонких согласный звуков, у которых есть парные глухие согласные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].

Остальные согласные пар не имеют : [х, щ, ч, ц] – глухие, [й, л, м, н, р] – звонкие.

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю:

  • могут обозначать один звук (я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]) если стоят после согласных (белка – [б`элка]);
  • могут обозначать два звука (я – [йа], е – [йэ], ё – [йо], ю – [йу]), если стоят в начале слова (ёлка – [йолка]), после гласной (маяк – [майак]) , а также после Ь и Ъ (вьюнок – [в`йунок]), (съел – [сйэл]).

В заключение еще раз напомним вам условные обозначения звуков и схему звукового разбора слов. Итак:

       - гласный звук;

      - твёрдый согласный звук;

      - мягкий согласный звук.

Соответственно, слова  мир, пёс, бант, ёжик схематически будут выглядеть так:

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по организации занятий по заданию учителя - логопеда, подзабывших теорию русского языка

Памятка родителям по организации занятий по заданию  учителя-логопеда. Памятка  для родителей, "подзабывших теорию русского языка"....

Памятка для родителей, позабывших теорию русского языка.

Дети старшего дошеольного возраста для успешного обучения в школе должны иметь достаточно развитое фонемтаическое восприятие и владеть навыками звукового анализа. У детей с речевыми нарушениями самост...

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...

Памятка "ЗВУКИ И БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Памятка для логопедов и воспитателей логопедических групп....