НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
методическая разработка

Слесарева Екатерина Михайловна

В условиях  реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Слесарева Е.М., воспитатель

МБДОУ «ЦРР-детский сад №31»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

          В условиях  реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

          Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

          Чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказывать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в дошкольных учреждениях используем различные формы сотрудничества:

- нетрадиционные формы организации родительских собраний (КВН, игра «Счастливый случай») (приложение 1);

- мастер-классы;

- дни открытых дверей;

- современные праздники, досуги, развлечения, чаепития;

- организация совместной трудовой деятельности;

- наглядное оформление стендов, уголков, выставок;

- консультации;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- проектная деятельность;

- папки-передвижки;

- памятки для родителей;

- информационные листы и др.

          Каждый человек сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. Не забывайте хвалить родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

          Только изучив семью, опыт семейного воспитания можно подобрать наиболее эффективные методы и формы взаимодействия с родителями, учитывая интересы и потребности каждой семьи.

Приложение 1

Родительское собрание.

Игра «Счастливый случай»

Ход  игры:

Ведущий:

Берегите  эти  земли,  эти  воды,

Даже  малую  былиночку  любя.

 Берегите  всех  зверей  природы.

Убивайте  лишь  зверей  внутри  себя.

                                                                                 Е. Евтушенко.

" Как прекрасен этот мир, посмотрите..." -  поется в одной песне.  Да,  он действительно прекрасен,  этот полный чудес и загадок мир.  Каждый день мы встречаемся с его тайнами.  Иногда, спеша, не замечаем их, а иногда пытаемся отгадать какую - нибудь из загадок природы. Почему? Зачем? Где? Как? Сколько таких:  «Почему?» и « Зачем?» у вашего ребенка? Ему все любопытно  и  обязательно хочется знать все и обо всем сразу.  Кто может помочь ему в этом  в  первую  очередь?  Да, конечно же, вы, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами попробуем ответить, объяснить, разобраться во многих  "почему" ваших детей! А может быть, некоторые из вас откроют что-то новое и интересное для себя.  Итак,  начинаем игру "Счастливый случай",  тема игры: «Как прекрасен этот мир». В игре участвуют 2 команды, предлагаю  разделиться на команды, для этого вам нужно отгадайте загадки.

Загадки о  животных:                                 Загадки о растениях:                                          

Заворчал живой замок,                          Стоит Антошка на одной ножке.      

Лег у двери поперек.                              Все его ищут,  а он не откликается.

                              (собака)                                                                 ( гриб)

Зеленные глаза                                       У меня длиннее иголки, чем у  ёлки,

Всем мышатам  гроза                             Очень прямо я расту  в  высоту.

                      (кошка)                                                                             ( сосна )

У рыженькой малышки                           На пеньках растут в лесу,                                                                                              

В дупле грибы и шишки                         Как веснушки на носу.

                              ( белка)                                                                  ( опята )

Под соснами, под ёлками                        Никто её не пугает,

Лежит мешок с иголками                        А она всё дрожит

                                   ( ёж)                                                               ( осина )

Кто зимой холодной                                Платье потерялось -

Ходит злой ,голодный ?                          пуговки остались.

                                ( волк)                                                              ( рябина )

По горам, по долам                                 Прежде чем его мы съели,

Ходят шубы да кафтан                            Все наплакаться успели.

                          ( баран, овца)                                                           (лук )

Пятак есть,                                              Был ребёнок - не знал пелёнок

А ничего не купит.                                  Стал стариком - сто пелёнок на нём.

                            ( свинья )                                                             ( капуста )

То мычу я, то жую                                 Стоят в лугах сестрички-

Людям молоко даю.                               Золотой глазок, белые реснички.

                                (корова)                                                       (ромашка)

Прыгает ловко                                      Лик пахучий,

Грызёт морковку.                                 А хвост колючий.

                        (кролик)                                                          ( роза )

 

 

Пришла из леса птичница                    Чашечки и блюдца

В рыжей шубке - кур посчитать.         Не тонут и не бьются.

                                      ( лиса )                                              ( кувшинка )

Кто у пчёл лесных, ответь,                Белые горошки

Забирает мёд?                                     На зелёной ножке.

                            ( медведь )                                                ( ландыши )

С бородой родится , да никто             Вроде сосен, вроде ёлок,

Этому не дивиться.                             Но зимою без иголок.

                                  ( козёл )                                            ( лиственница )

Ведущий: Как вы думаете, о чем были ваши отгадки? (о животных). Верно, ваша команда будет называться: «……….»

А ваши отгадки? (о растениях). Верно! И ваша  команда будет называться: «…………». (команды выставляют эмблемы, выбирают капитанов).

 

Ведущий:  Итак, начинаем  1 ГЕЙМ  " Вопросы для игроков "

 

Командам надо по очереди, за одну минуту, ответить на большее количество вопросов (очередность выбираем считалкой: 

"Косой, косой не ходи босой. А  ходи  обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, тебя волки не найдут. Не найдет тебя медведь... Выходи - тебе гореть!")

Вопросы  для  первой  команды:

- Кто двенадцать раз в году родится? (месяц)

- Выгляну в окошко - идёт длинный Антошка? (дождь)

- Воздух - это живая или неживая природа? (неживая)

- Что такое : В землю вросло, сверху  толсто, снизу востро, собой  красно? (свекла)

- Серое суконце лезет в оконце? (сумерки)

- Занятия, служащее для развлечения, отдыха? ( игра )

- На шесте- дворец, во дворце - певец? ( скворец )

- Какого цвета вода? ( прозрачная )

- Все обходят это место: здесь осока, кочки, мхи... нет опоры для ноги? ( болото )

- Кругом вода, а испить беда? ( море )

- Без ног и  без крыльев оно, быстро летит не догонишь его? ( время )

- Он худеет с каждым днём? ( календарь отрывной )

- Не дровосек , не плотник, а первый в лесу  работник? ( дятел )

- Как называются птицы, которые остаются на зиму? ( зимующие, оседлые)

Вопросы для второй команды:

- Один пастух тысячи овец  пасёт? ( луна )

- Вещь, служащая для игры? ( игрушка )

- Солнце - живая или неживая природа? ( неживая )

- Висят на ветках  зимой , как яблоки? ( снегири )

- Растут на опушке рыжие подружки? ( волнушки )

- Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зелёная? ( пруд )

- Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья? ( осень )

- Зимой спит, летом ульи ворошит? ( медведь )

- Удивительный  художник у окошка побывал, нам окно разрисовал? ( мороз)

- Маленький, горький, луку брат? ( чеснок )

- Чем дышит человек? ( воздухом )

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)                             

- В огне не горит, в воде не тонет? ( лёд )

- Какого цвета травяная лягушка? ( бурая )

 ( Подводится итог  : сколько  правильных ответов, столько и баллов).  

                          

2 ГЕЙМ  "Заморочки  из  бочки "

Начинают проигравшие, на ответ дается 15 секунд. За правильный ответ  5  баллов.

 

- Находясь  на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить внешний вид." Дома мы посмотрим в книге  и узнаем её названия."

Вопросы:

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых?

Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

  -Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука, на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться  по форме и окраске. Данные   наблюдения, направляемые бабушкой, обоготили  знания ребёнка о росте и развитии  земляники. Опираясь на эти знания, Саша  смог объяснить процесс образования из  цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление  о росте и развитии растения, которое в последствие помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы:

   - Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдение и уход за растениями сада и огорода?

   -Что это даёт?

   -Как вы считаете, если ребёнок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе с взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

  -Принимают ли участие в ходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

 

               3   ГЕЙМ " конкурс капитанов "

               ( времени даётся минута).  Закончите пословицу.

- Мороз не велик, а стоять... ( не велит)

- Лето собирает, а зима... ( подъедает )

- Снег на полях - хлеб... ( в закормах )

- Зимнее солнце плохо... ( греет )

- Красна весна цветами, а осень...( плодами )

- Апрель с водой, а май... ( с травой )

- Дождливое лето хуже... ( осени )

- Спустя лето по малину... ( не ходят )

- В зимний холод всякий... ( молод )

- Первый снежок... - ( не лежок )

- Солнце пригреет и всё... ( поспеет )

- В июле на дворе пусто, а в поле ( густо )

- Вода на лугу, сено... ( в стогу )

- По лесу ходи, под ноги... ( гляди )

 

 

 

4  ГЕЙМ " Тёмная лошадка "

( Разгадывание кросвордов, родители отгадывают зашифрованное слово, за правильный ответ 5 баллов).

             

Вопросы:

      1 кроссворд                                                 2 кроссворд

1. Русская красавица                                1. Высоко голову задрав,

Стоит  на  поляне,                                        Выходит к нам

В  зеленной  кофточке,                                Пятнистый граф.

В  белом  сарафане.

 

2. Ветви  над  рекой  склонила,               2.  В лесу живёт,

В воду  смотрится  уныло.                           Кур в деревне крадёт.

3.Мы  все  обязаны  ему                                                                          

 Оно  дарует  жизнь  всему! 

 3.В морях и реках обитает,                                                                         

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

 

4. Что  за  дерево  растет?                     4. Не хватает просто слов,

Снег  в  июне  нам  несет                          Он один, а семь голов.

Снег  же  тот 

не  тает,                                                                                                    

В  воздухе  летает.

5. На  лугах, лесных  полянах               

Цветок полнехонек нектара.              

Зовут пчелиной кашкой                                  

Соседствует  с  ромашкой.

5.Под  землею  он        живёт

  Червяков, жуков жуёт.                                                                                              

                                            

5 ГЕЙМ  " Загадки - шутки "

 ( Команды отвечают по очереди )

 

   1. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет разговаривать.)

   2. Есть у слонов и больше ни у каких животных? (слонята)

   3. Когда цапля стоит на одной ноге? (когда вторую подняла).

   4. Какой малыш рождается с усами?  (котёнок)

   5. Как написать " мышеловка " пятью буквами?  (кошка)

   6. Скажите, почему мама кенгуру так не любит дождливые дни? ( ведь тогда малыши резвятся дома « в кармане»).

   

 

   6 ГЕЙМ " Назови художника "

 

   1. Четверо художников, столько же картин

        Белой краской выкрасил все подряд один.

        Лес и поле белые, белые луга.

        У осин заснеженных ветки, как рога... (зима)

   2. У второго - синие небо и ручьи.

        В синих лужах плещутся стайки воробьи.

        На снегу прозрачные льдинки - кружева.

        Первые проталинки - первая трава. (весна )

  3.  На картине третьего  красок и не счесть:

        Желтая, зеленая, голубая есть...

        Лес и поле в зелени, синяя река

        Белые пушистые в небе облака. ( лето )

  4.  А четвертый - золотом расписал сады,

       Нивы урожайные, спелые плоды...

       Всюду бусы - ягоды зреют по лесам,

       Кто  же  тот художник?  Догадайся сам! (осень).

      

7 ГЕЙМ  "Гонка  за  лидером "

(поочередно  задаю вопросы командам)

            Отгадайте  явления  природы:

    -  Не идется   не  едется, потому что ...( гололедица )

    -  Лежали тихие снега, вдруг как пошла  крутить ...( пурга)

    -  Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

        Змейкой  мчится по земле легкая...(поземка )

    -  Каплями забулькав, плакала ... (сосулька )

    -  Хорошо в лесу утром пить...(росу)

    -  Рыбам жить зимой тепло: крыша - толстое стекло...(лед)

    -  Сивые кабаны все поля облегли...(туман )

    -  Не снег и не лед, а серебром деревья уберет ( иней_

    -  С неба звездой - в  ладошку - водой. (снежинка)

    -  Удивительный  художник  у  окошка  побывал и окно

        разрисовал  (мороз).

       

  Ведущий: Вот и подошла к концу наша экологическая игра. Подведем   итоги.

  А теперь позвольте небольшое интервью: (опрашиваю некоторых родителей)                 Какое настроение у вас после игры?

 -  Что вы открыли нового для себя?

  -  Какой вопрос был самым трудным для вас?

  -  Вы ответили на все вопросы. Как вам это удалось?

 -  Часто ли дети рассказывают Вам  о природе?

Ведущий:  Уважаемые  родители!  Благодарю  Вас  за  активное   участие  в  игре.  Давайте вместе с  детьми радоваться,  удивляться,    каждый день узнавать и открывать новое о  том, что нас окружает.  На прощание примите подарки  от Ваших  детей!                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

Презентация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

В предложенном материале представлены нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Опреджелены задачи, подробно рассмотренны цели и виды сотрудничества....

Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС...