Развитие глагольной лексики у детей с ОВЗ
консультация (старшая группа)
В консультация учителя-логопеда для родителей представлены игры, которые помогут родителям сформировать, расширить, обобщить глагольный лексикон ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_glagolnoy_leksiki.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей
Развитие глагольной лексики у детей с ОВЗ
В ходе игр дети учатся: образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); - согласовывать глаголы с существительным и т.д.
Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов (например, кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим, ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?” , “А рыбы?” , “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например, КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ… Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
- Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
- Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
- Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
- Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
- Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
- Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается)
Словарь дошкольника обогащается в процессе игры.
Игры по расширению словарного запаса разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности. Предлагаю игры для развития глагольной лексики у детей с ОНР
Игра с перебрасыванием мяча “Что происходит в природе”
Человек легко находит, что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
Игра с мячом “Кто как передвигается?”
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы
Игра с мячом “Что делают эти животные?”
Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
Игра “Кто может совершать эти движения?”
Кто и что – летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
Игра “Утро, день, вечер, ночь”
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром?
Что ты делал вечером?
Игра “Подскажи словечко”
Есть всего один ответ.
Кто – то знает, кто – то - нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
Сова летает, а кролик …? (прыгает)
Крот роет норки, а сорока …? (вьет гнездо)
Корова ест сено, а заяц …? …
Игра « Сочиним стихотворение»
Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).
УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА - ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ
Игра « Кто что делал? Что делала?»
На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что делает девочка (мальчик)? при помощи картиноксимволов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка – стоит, сидит, прыгает, спит и т. д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...
Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР.
Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр...
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальц...
Консультация для воспитателей подготовительной группы .Работа по развитию глагольной лексики.
Работа по развитию глагольной лексики....
Игры на развитие глагольной лексики
Серия игр и упражнений для обогащения глагольной лексики детей приставочными глаголами. ...