Развитие глагольной лексики у детей с ОВЗ
консультация (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

В консультация учителя-логопеда для родителей представлены игры, которые помогут родителям сформировать, расширить, обобщить глагольный лексикон ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_glagolnoy_leksiki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

Развитие глагольной лексики у детей с ОВЗ

В ходе игр дети учатся: образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); - согласовывать глаголы с существительным и т.д. 

Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов (например, кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим, ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?” , “А рыбы?” , “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например, КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ… Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

  • Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
  • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
  • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
  • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
  • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
  • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается)

Словарь дошкольника обогащается в процессе игры.

Игры по расширению словарного запаса разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности. Предлагаю игры для развития глагольной лексики у детей с ОНР

Игра с перебрасыванием мяча “Что происходит в природе”

Человек легко находит, что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы

Игра с мячом “Что делают эти животные?”

Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

Игра “Кто может совершать эти движения?”

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

Игра “Утро, день, вечер, ночь”

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Что ты делал утром?

Что ты делал вечером?

Игра “Подскажи словечко”

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

Крот роет норки, а сорока …? (вьет гнездо)

Корова ест сено, а заяц …? …

Игра « Сочиним стихотворение»

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА - ... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ... МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ... ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ... МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ

Игра « Кто что делал? Что делала?»

На одном игровом поле — две картинки с изображениями мальчика и девочки, на другом — картинки-символы действий.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что делает девочка (мальчик)? при помощи картиноксимволов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, переносит на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка – стоит, сидит, прыгает, спит и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...

Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР.

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр...

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальц...

Игры на развитие глагольной лексики

Серия игр и упражнений для обогащения глагольной лексики детей приставочными глаголами. ...