«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
консультация по логопедии на тему
Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальцева, Н.В. Серебрякова, С.Г. Шевченко, О.В. Шичанина, Д.Б. Эльконин и др.). В связи с этим качество словарного запаса детей с ЗПР отображает специфику их познавательной деятельности, ограниченность представлений, трудности осмысления особенностей и закономерностей окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_glagolnoy_leksiki_pri_zpr.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нарушения глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Подготовил: учитель-логопед
Кирсанова Е.И.
Овладение лексикой ребенком в условиях онтогенеза и дизонтогенеза тесно связано с развитием его психической сферы, со становлением его представлений об окружающей реальности (О.В. Вольская, Е.В. Мальцева, Н.В. Серебрякова, С.Г. Шевченко, О.В. Шичанина, Д.Б. Эльконин и др.). В связи с этим качество словарного запаса детей с ЗПР отображает специфику их познавательной деятельности, ограниченность представлений, трудности осмысления особенностей и закономерностей окружающего мира.
Значительная часть детей с ЗПР, как отмечает С.Г. Шевченко и др., имеют ограниченные и специфические представления об окружающей действительности, недостаточно сформированные конкретные знания о предметах, признаках, действиях, явлениях окружающей действительности.
Как отмечают исследователи (Н.Ю. Борякова, 1983; С.В. Зорина, 2003; Р.И. Лалаева, 1992; Е.В. Мальцева, 1990; И.А. Симонова, 1974; Е.С. Слепович, 1989 и др.), время появления первых слов у детей с задержкой психического развития не имеет резкого отличия от нормы. Однако периоды, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2 - 3 лет, и в 4 - 6 лет. Уже с первых слов детей можно обнаружить неблагополучное начало развития речи, а именно в нарушении звуко-слоговой структуры: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «ба» (баба) или слово «мама» относят к отцу и другим лицам.
Имеют место случаи неверного понимания и неточного употребления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу (пояс – поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» – «шьет», «поливает» – «льет», «выливает» – «льет»); употребляют слова в приблизительном, неточном значении («сад» – «деревья», «шляпа» – «шапка», «клевать» – «есть»); называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда – тарелки, туфли – обувь, платье – одежда, одежда – рубашка); наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура «тут собака живет», дворник – «улицу метет», почтальон – «газеты, письма разносит»).
В лексиконе детей с ЗПР, по данным С. Г. Шевченко, превалируют имена существительные и глаголы.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ЗПР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ЗПР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. В глагольном словаре преобладают слова, которые обозначают ежедневные бытовые действия. Например, спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, спать и т.п. Слова употребляются искаженно, в более широком или более узком понимании значений. Иногда дети с ЗПР используют слово лишь в определенной ситуации. Таким образом, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
В заменах глаголов присутствует, и неумение детей дифференцировать некоторые действия, что приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет и др.).
Наравне со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
- замены слов, которые обозначают действия или предметы, словами-существительными: открывать – дверь, играть – машина;
- замена существительных глаголом: кукла - играть, самолет – летать, кровать – спать.
Особенно стойкими являются замены глаголов:
кует - молотит | вяжет – шьет |
гладит утюгом – проводит утюгом | купает – моет |
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ЗПР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Допущенные ошибки проявляются в недостаточно точном употреблении глаголов (дети катаются - дети едут, мальчик собирает - мальчик убирает), в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует - мальчик рисуют, девочки читают - девочки читает), в нарушении чередования в основе глагола (мальчик бежит - дети бежат; дети бегут - мальчик бегит).
Большое количество ошибок при дифференциации глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода могут вызывать трудности дифференциации глаголов прошедшего времени по родам, несформированность обобщенного значения категории рода существительных.
Неспособность различать глагольные формы у детей с ЗПР обусловлена некомплектностью морфологических обобщений и отсутствием языковой компетентности, с помощью которой нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
Самые большие трудности у данной категории детей вызывает группировка глаголов. Дети с задержкой психического развития зачастую выбирают неправильно лишнее слово. Например, подбежал, вышел, подошел (дети выбирают - подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Эти данные свидетельствуют о значительной некомплектности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы опираются дети при выполнении заданий.
В работах многих исследователей (Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Л.Ф. Спировой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, С.Н. Жаренковой) выделяются следующие неправильные формы сочетания глаголов в предложении:
- неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети играет, игрушка упал);
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (мальчик шла);
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы.
У детей с ЗПР отмечаются и нарушения формирования синтаксической структуры предложения, которые выражаются в пропуске членов предложения, зачастую предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: «Много в саду. – Дети собрали в саду много яблок».
Таким образом, процесс дифференциации глагольных форм у старших дошкольников с ЗПР проходит те же этапы формирования речевой функции, что и у нормально развивающихся детей, но прохождение этих этапов задерживается во времени и имеет ряд особенностей.
Используемая литература:
- Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 48 с.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
- Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб.пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 303 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...