«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Абакарова Зиярат Мухтаровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.  В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.

Руководство игрой детей направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли. Роль вводится в игру как подражание действиям конкретного лица (мамы, воспитателя, доктора, который осматривает детей).

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни,  усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от её лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых.

Как руководить игрой?

Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь им развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой. Даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действие с одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только мишку, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу, собачку». Чтобы действие стало двух и трехзвеньевым, необходимо вовремя предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не испачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.

Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и мишки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но также, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. В группе игрушки расположены в разных игровых зонах, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу.

Первоначально игровую ситуацию для детей  полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает, если нужно, какой именно игрушки нет и где её можно взять.

 о мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетные игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Уже в начале третьего года следует обратить внимание на строительные игры, проводимые почти ежедневно. Опираясь на активность детей, воспитатель привлекает их к сооружению комнаты, мебели, дворика, дома. Малоактивные дети сначала присматриваются к таким играм, потом включаются как помощники; активные дети спустя какое-то время легко справляются с выбором партнера.

Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и взаимоотношений детей третьего года жизни. Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера – игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша, показывает инсценировку, дает образы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений. А это гораздо сложнее.

Чтобы научить детей третьего года жизни играть «рядом», используют такие же приемы, как и на втором году: объединяют детей, предлагают одинаковые игрушки, действия с которыми малыши

освоили, или одинаковые роли, например в подвижной игре. В подобных ситуациях детям легче «заметить» игру другого. И тогда взрослый в непринужденной форме напоминает основные правила отношения к игре сверстника.

На третьем году жизни могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если взрослый исполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь, помогает договориться, распределить обязанности в игре.

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки..

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу  ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие сюжеты можно разыграть с малышом?

кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;

зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;

собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеяло (платочек);

куклы пьют чай;

кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;

кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;

мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;

мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;

объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:

куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п.

Набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п.

Набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п.

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста

Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, норм...

Статья " Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста"

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста...

Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует организовывать игру таким образом, чтобы дети сразу усваиваили и (открывали) боле сложный спооб ...

Консультация "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста"

В наше время педагоги, психологи и врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья. В семьях созданы...