Консультация "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста"
консультация

Лемешева Юлия Александровна

В наше время педагоги, психологи и врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья. 

В семьях созданы некоторые условия для игры, но уровень взаимодействия детей и взрослых в игровой деятельности невелик. Когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

Чтобы сюжетно-ролевая игра, а в последующем ролевая игра не обошла детей стороной, воспитатель должен научить детей своей группы играть. Играть вначале рядом, затем в парах через сюжетно-отобразительные игры, а потом сюжетно-ролевые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_syuzhetno-rolevaya_igra.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-ролевой игры во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства.

В педагогической литературе часто встречается суждение о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни.

Именно в раннем детстве у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. В 2,5 года у детей в речи появляется слово «Я». Ребенок уже может брать на себя роль. Примерно к трем годам появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок уже самостоятельно может проявить себя – показать свое «Я». И чтобы это произошло, взрослые должны вовремя помочь ребенку: научить отображать действия взрослых, научить играть сначала в парах, а затем в группах.

В наше время педагоги и психологи, врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья.

В семьях созданы некоторые условия для игры, но уровень взаимодействия детей и взрослых в игровой деятельности невелик. Когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

Таким образом, воспитатель в детском саду должен играть с детьми целенаправленно, систематически, а также в детском саду должны быть созданы условия для игровой деятельности детей соответственно возрасту ребенка.

Воспитатель должен просвещать родителей о значении игры в развитии ребенка, научить руководить деятельностью своих детей.

Чтобы сюжетно-ролевая игра, а в последующем ролевая игра не обошла детей стороной, воспитатель должен научить детей своей группы играть. Играть вначале рядом, затем в парах через сюжетно-отобразительные игры, а потом сюжетно-ролевые игры.

В теорию игры значительный вклад внесли многие ученые, педагоги, психологи: Д.Б.Эльконин, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Запорожец, Л.С.Выготский, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Е.В.Зворыгина, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова.

Руководство сюжетной игрой ученые понимают по-разному. Е.В.Зворыгина, И.О.Ивакина, С.Л.Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и общение взрослого с детьми.

Г.Н.Година, Н.Я.Михайленко, Э.Т.Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту, закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.


Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста

Изучив теоретические вопросы по игре, разные подходы ученых к организации сюжетно-ролевой игры, за основу работы можно взять рекомендации ученых Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой. Основываясь на рекомендации, учитывая возраст детей, можно поставить следующие задачи:

  1. Создать условия для развития игровой деятельности детей, создать развивающую предметную среду в группе.
  2. Формировать умения детей осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами.
  3. Научить детей связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
  4. Дополнять, продолжать по смыслу действие, начатое партнером- взрослым, а затем и сверстником.
  5. Подготовить детей к восприятию роли.
  6. Привлечь к решению проблем родителей.

Правильная организация предметно-игровой среды формирует самостоятельную игру детей. Однако, без тактичного участия взрослых в игре детей, сами игрушки не обеспечивают поэтапное усложнение и развитие сюжетной игры.

После завершения адаптации детей можно начинать работу по формированию предметного взаимодействия между детьми, учить детей играть друг с другом. Чтобы свести детей в пару, можно  использовать игры с «катающимися» предметами (мячиками, машинками), а так же игры с пирамидками, кубиками («Совместная постройка башни», «Сбор пирамидки»). Всегда показывать, объяснять детям, как играть. После нескольких показов дети усваивают схему парного взаимодействия и с удовольствием играют. Каждый раз организовывается игра с 2-3 парами детей. Организация игры таким образом позволяет обеспечить большую самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.

Параллельно с обучением в парах следует формировать игровые умения детей через совместные игры с детьми - сначала с сюжетными игрушками. В этих целях развертывается сюжетная игра на виду у детей, одушевляя кукол и др.сюжетные игрушки. Например, это игры: «Машенька проснулась», «Зайка хочет есть», «Уложим куклу Катю спать». Сначала показываем игры с 1 сюжетной ситуацией (кормила куклу или укладывала спать). Затем проводим игры с 2-3 сюжетными ситуациями, связанными друг с другом (поила кукол чаем, потом мыла посуду; варила кашу, затем кормила ею кукол, а потом укладывала спать).

Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекает внимание детей. Малыши наблюдают за действиями взрослого, подключаются к игре по желанию.

Игры с 2-3 сюжетными ситуациями позволяют  вовлекать детей в игру таким образом, чтобы игровые действия взрослого не просто повторялись, но и дополнялись, продолжались. Чтобы позволить детям ощутить успех при достижении игровых целей, следует одобрять приготовленную ими еду, хвалить их, включаться в игру и играть с ними наравне. Вместе радоватся оригинальным действиям.

Как только дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, переходим к реализации следующей задачи по формированию у детей игровых действий с предметом-заместителем. Когда вводятся в игру предметы-заместители, необходимо не только показывать игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение и смысл производимого с ним действия («Это у нас как будто мыло» кирпичик), «Ножиком разрежем арбуз на кусочки» (палочка, мячик). А затем следует детей побуждать комментировать вслух игровые действия. Специально создавать ситуации, позволяющие детям применять в игре предметы-заместители так, чтобы у них возникла необходимость поиска подходящего предмета взамен недостающего. Так, например, в игре «Кукла Катя хочет спать, а кровати нет», заранее можно убирать из группы кроватку, внести куклу Катю, которая очень устала и хочет отдохнуть. Дети должны попробовать найти  выход из создавшейся ситуации, например, составить кроватку из двух стульев. В сюжетной игре «Кукла проснулась, хочет есть» можно убрать со стола игрушечные ложки. Дети могут найти палочку и покормить куклу. Этим мы развиваем у детей фантазию, творчество, мышление.

В совместных играх можно расширить круг действий с предметами-заместителями: придавать одному и тому же предмету различное условное обозначение (кирпичик сначала  использовать, как мыло, затем как телефон, пульт). После этого дети будут не только использовать предложенные взрослыми предметы-заместители, но и сами выбирать и договариваться, что они будут обозначать. Так, например, кубик может, обозначать запеканку, кирпичики – вафли, шоколадки.

К двум годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметами-заместителями и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (брать воображаемые конфеты, ягоды и т.д.). Например, во время игры предложить детям тарелку с воображаемыми ягодами. Они обычно охотно принимают предложение взрослого и едят «понарошку» эти ягоды вместе с ним.

На каждом этапе формирования игры нужно стараться направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельным играм. Сохранять предметно-игровую среду, иногда специально ее организовывать. Подбирать игрушки следует те,  которые используются в совместной игре с детьми. Создавать такие условия , чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушить, затем гладить, кормить кукол, сажать на коляски и водить гулять.

После того, как дети овладели условным игровым действием с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, начали самостоятельно включаться в простейшую игровую ситуацию, т.е. усвоили «азы» сюжетной игры, можно  переходить от совместной игры с 1-2 детьми к такой игре, где можно было включить большое количество детей – всех желающих. Стоит объединять отдельные играющие группы общим сюжетом. Для этой цели можно предложить детям игры типа «В гости», «Поездки на транспорте(поезде, пароходе, автобусе)», которые очень увлекают  детей. В начале роль шофера, капитана выполняет взрослый, показывая игровые действия. При этом учит детей выполнять действия по просьбе воспитателя. Например, начинает строить поезд из стульев. Дети подходят, с интересом спрашивают: «Что это?» «Давайте, - говорит взрослый, - построим поезд и поедем вместе в лес на прогулку». Малыши охотно помогают  в строительстве поезда, затем берут ведерки, корзинки (вначале по предложению воспитателя), усаживаются, и поезд отправляется. По пути в лес с детьми поем песни, играем в пальчиковые игры. В лесу собираем воображаемые ягоды, грибы, едим ягоды и т.д. На остановках напоминаем детям правила, что выходить надо по очереди, спокойно, не толкать друг друга. Включать в игру воображаемых зверюшек, либо сюжетные игрушки, предлагать разные подвижные игры.

В играх надо стремиться заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. Для этого вносятся в игру «сюрпризные» моменты, моменты неожиданности (телеграмма от обезьянки; в лесу под елочкой встречают зайку или медведя и играют с ними в игры).

Если  у детей уже имеется опыт совместных действий, они уже  ориентированы друг на друга, можно направить игру таким образом, чтобы ребенок дополнял по смыслу действия сверстника.

Действия с предметом понарошку подготавливает возможность понятия ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным – понарошку мамой, доктором, т.е. подготавливает детей к принятию роли. Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)

При организации игры «Больница» вначале знакомим малышей с работой медсестры. Можно сходить с детьми в медицинский кабинет, показать шкаф, где хранятся вата, бинты, коробочки со шприцами. Объяснить детям, что врач и медсестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы дети не болели. Прочитать детям отрывки из сказки К.И.Чуковского «Айболит». Посмотреть иллюстрации с профессией врача. Познакомить детей с атрибутами для игры, с их назначением, показать, как нужно с ними обращаться. Сначала роль врача выполняет взрослый. После этого роль врача можно предложить сыграть сначала активным, затем и менее активным детям.

В группе создаются благоприятные условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Можно изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Сшить постельное белье, одежду для кукол, прихватки, фартуки, изготовить рули и штурвалы.

Вызывать детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие речи. Тем, кто играет неактивно, можно дать совет, помощь, указание лучше с использованием наводящих вопросов, а не по прямому подсказу, чем заняться, создать «проблемные ситуации».

Ожидаемые  результаты проделанной работы:

  • У детей обогатились игровые действия;
  • увеличилась длительность игры;
  • выросла самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого;
  • дети научились действовать с предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
  • дети научились объединяться в небольшие подгруппы для совместных игр;

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным для себя делом.

Играйте с детьми, ведь вместе можно сделать игру веселой и интересной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста

Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, норм...

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....