Мастер-класс "Веселый язычок"
методическая разработка

Бочагова Екатерина Алесандровна

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок» для родителей   средней группы №9 «Василек»

Дата проведения: 8 декабря 2017 года

Количество присутствующих родителей на мастер-классе: 3

Количество присутствующих детей на мастер-классе: 3

Ход мероприятия:

  1. Регистрация родителей и фотосьемка нашего мероприятия
  2. Экран звукопроизношения с подробным описанием

Мною было проведено обследование звукопроизношения всех детей средней группы №9 в начале учебного года (2017-2018). Ее результаты я запротоколировала на экране звукопроизношения группы. Сегодня я объясню родителям особенности его обследования и предложу подборку комплекса упражнений артикуляционной гимнастики, который необходим для дальнейшей постановки звуков.

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

 

С

 

С

 

З

 

З

 

Ц

 

Ш

 

 

Ж

 

Ч

 

Щ

 

Л

 

Л

 

Р

 

Р

К,Г,

Х

Гласные

А,О,У,

Э,Ы,И

Йоти-

рован

ные гласные

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание результатов обследования:

+   - правильное произношение;   

 == - замена звука; 

 « - искажение звука; 

 -   отсутствие звука;

 М/З – межзубное;

 N- норма;

Ф – в стадии формирования; 

А   - этап автоматизации звука;  

Н.    – нарушение.

Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].

Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з], [з'],[ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:

– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].

– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].

 2. Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р']. Подразделяется на

– одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

– носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.

– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].

3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л'].

– губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.

– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

– параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л'], [з], [р].

4. Дефекты произнесения небных звуков:

– каптацизм – нарушение в звучании [к], [к'].

– гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г'].

– хитизм – отсутствие [х], [х'].

– йотацизм – дефекты в произношении [й].

5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].

6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п'], [к]-[к'], [в], [в'] и т.д.

 При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

Взависимости, какое нарушение звукопроизношения  у ребенка, я выдавала родителям комплекс артикуляционной гимнастики для занятий дома.

  1. Теоретический вопрос

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

-Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.

-Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

-В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

-Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

-В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

-Прежде чем начать занятия, вспомним названия  артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

-Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

-Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

-Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

-Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Практический вопрос с показом упражнений перед зеркалом

Первый ребенок садится у зеркала и с опорой на иллюстрации и показом логопеда, он выполняем артикуляционные упражнения (средняя группа).

Второй ребенок садится у зеркала и выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции логопеда (подготовительная группа).

5.Мастер-класс с родителями:

  • Знакомство с языком: кончик языка, боковые края, спинка, корень языка.

http://www.psihdocs.ru/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/50967_html_m9b016ed.jpg

  • Знакомство с органами артикуляции: «Сказка о веселом язычке».

Родители выполняют упражнения в индивидуальных зеркалах, а логопед рассказывает сказку с показом иллюстраций. За основу взяла сказку Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, 2007.-64с. «Знакомство с язычком и его домиком» стр. 4-10.

  • Раздача пособий и рекомендаций по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях (см. приложение).
  • Выполнение артикуляционных упражнений родителей с индивидуальными зеркалами по инструкции логопеда:

- Статические: «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Грибок», «Чашечка».

- Динамические: «Качели», «Индюк», «Лошадка», «Кошка лакает молоко»

6. Вопросы родителей, опросник родителей по мастер-классу (см. приложение)

7.Чаепитие и поздравление родителей с наступающими новогодними праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок» для родителей   средней группы №9 «Василек»

Дата проведения: 8 декабря 2017 года

Количество присутствующих родителей на мастер-классе: 3

Количество присутствующих детей на мастер-классе: 3

Ход мероприятия:

  1. Регистрация родителей и фотосьемка нашего мероприятия
  2. Экран звукопроизношения с подробным описанием

Мною было проведено обследование звукопроизношения всех детей средней группы №9 в начале учебного года (2017-2018). Ее результаты я запротоколировала на экране звукопроизношения группы. Сегодня я объясню родителям особенности его обследования и предложу подборку комплекса упражнений артикуляционной гимнастики, который необходим для дальнейшей постановки звуков.

 

Ф.И. ребенка

С

С’

З

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р

К,Г,

Х

Гласные

А,О,У,

Э,Ы,И

Йоти-

рован

ные гласные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Описание результатов обследования:

+   - правильное произношение;  

 == - замена звука; 

 « - искажение звука; 

 -   отсутствие звука; 

 М/З – межзубное; 

 N- норма;

Ф – в стадии формирования; 

А   - этап автоматизации звука; 

Н.    – нарушение.

Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].

Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з], [з'],[ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:

– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].

– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].

 2. Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р']. Подразделяется на

– одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

– носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.

– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].

3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л'].

– губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.

– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

– параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л'], [з], [р].

4. Дефекты произнесения небных звуков:

– каптацизм – нарушение в звучании [к], [к'].

– гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г'].

– хитизм – отсутствие [х], [х'].

– йотацизм – дефекты в произношении [й].

5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].

6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п'], [к]-[к'], [в], [в'] и т.д.

 При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

Взависимости, какое нарушение звукопроизношения  у ребенка, я выдавала родителям комплекс артикуляционной гимнастики для занятий дома.

  1. Теоретический вопрос

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

-Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.

-Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

-В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

-Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

-В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

-Прежде чем начать занятия, вспомним названия  артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).

-Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

-Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

-Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть  свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

-Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Практический вопрос с показом упражнений перед зеркалом

Первый ребенок садится у зеркала и с опорой на иллюстрации и показом логопеда, он выполняем артикуляционные упражнения (средняя группа).

Второй ребенок садится у зеркала и выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции логопеда (подготовительная группа).

5.Мастер-класс с родителями:

  • Знакомство с языком: кончик языка, боковые края, спинка, корень языка.

http://www.psihdocs.ru/kulikovskaya-t-a-k90-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-i-k/50967_html_m9b016ed.jpg

  • Знакомство с органами артикуляции: «Сказка о веселом язычке».

Родители выполняют упражнения в индивидуальных зеркалах, а логопед рассказывает сказку с показом иллюстраций. За основу взяла сказку Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, 2007.-64с. «Знакомство с язычком и его домиком» стр. 4-10.

  • Раздача пособий и рекомендаций по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях (см. приложение).
  • Выполнение артикуляционных упражнений родителей с индивидуальными зеркалами по инструкции логопеда:

- Статические: «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Грибок», «Чашечка».

- Динамические: «Качели», «Индюк», «Лошадка», «Кошка лакает молоко»

6. Вопросы родителей, опросник родителей по мастер-классу (см. приложение)

7.Чаепитие и поздравление родителей с наступающими новогодними праздниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...