Мастер-класс "Веселый язычок"
методическая разработка
Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок» для родителей средней группы №9 «Василек»
Дата проведения: 8 декабря 2017 года
Количество присутствующих родителей на мастер-классе: 3
Количество присутствующих детей на мастер-классе: 3
Ход мероприятия:
- Регистрация родителей и фотосьемка нашего мероприятия
- Экран звукопроизношения с подробным описанием
Мною было проведено обследование звукопроизношения всех детей средней группы №9 в начале учебного года (2017-2018). Ее результаты я запротоколировала на экране звукопроизношения группы. Сегодня я объясню родителям особенности его обследования и предложу подборку комплекса упражнений артикуляционной гимнастики, который необходим для дальнейшей постановки звуков.
№
|
Ф.И. ребенка |
С |
С’ |
З |
З’ |
Ц |
Ш
|
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Л’ |
Р |
Р’ | К,Г, Х | Гласные А,О,У, Э,Ы,И | Йоти- рован ные гласные
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание результатов обследования:
+ - правильное произношение;
== - замена звука;
« - искажение звука;
- отсутствие звука;
М/З – межзубное;
N- норма;
Ф – в стадии формирования;
А - этап автоматизации звука;
Н. – нарушение.
Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].
Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.
В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:
1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з], [з'],[ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:
– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].
– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.
– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.
– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.
– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.
– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.
– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].
2. Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р']. Подразделяется на
– одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.
– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.
– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.
– носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.
– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].
3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л'].
– губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.
– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.
– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.
– параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л'], [з], [р].
4. Дефекты произнесения небных звуков:
– каптацизм – нарушение в звучании [к], [к'].
– гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г'].
– хитизм – отсутствие [х], [х'].
– йотацизм – дефекты в произношении [й].
5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].
6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п'], [к]-[к'], [в], [в'] и т.д.
При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.
Взависимости, какое нарушение звукопроизношения у ребенка, я выдавала родителям комплекс артикуляционной гимнастики для занятий дома.
- Теоретический вопрос
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
-Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
-Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
-В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
-Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
-В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
-Прежде чем начать занятия, вспомним названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).
-Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
-Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
-Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
-Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Практический вопрос с показом упражнений перед зеркалом
Первый ребенок садится у зеркала и с опорой на иллюстрации и показом логопеда, он выполняем артикуляционные упражнения (средняя группа).
Второй ребенок садится у зеркала и выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции логопеда (подготовительная группа).
5.Мастер-класс с родителями:
- Знакомство с языком: кончик языка, боковые края, спинка, корень языка.
- Знакомство с органами артикуляции: «Сказка о веселом язычке».
Родители выполняют упражнения в индивидуальных зеркалах, а логопед рассказывает сказку с показом иллюстраций. За основу взяла сказку Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, 2007.-64с. «Знакомство с язычком и его домиком» стр. 4-10.
- Раздача пособий и рекомендаций по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях (см. приложение).
- Выполнение артикуляционных упражнений родителей с индивидуальными зеркалами по инструкции логопеда:
- Статические: «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Грибок», «Чашечка».
- Динамические: «Качели», «Индюк», «Лошадка», «Кошка лакает молоко»
6. Вопросы родителей, опросник родителей по мастер-классу (см. приложение)
7.Чаепитие и поздравление родителей с наступающими новогодними праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 48.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по артикуляционной гимнастике «Веселый язычок» для родителей средней группы №9 «Василек»
Дата проведения: 8 декабря 2017 года
Количество присутствующих родителей на мастер-классе: 3
Количество присутствующих детей на мастер-классе: 3
Ход мероприятия:
- Регистрация родителей и фотосьемка нашего мероприятия
- Экран звукопроизношения с подробным описанием
Мною было проведено обследование звукопроизношения всех детей средней группы №9 в начале учебного года (2017-2018). Ее результаты я запротоколировала на экране звукопроизношения группы. Сегодня я объясню родителям особенности его обследования и предложу подборку комплекса упражнений артикуляционной гимнастики, который необходим для дальнейшей постановки звуков.
№ | Ф.И. ребенка | С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ | Р | Р’ | К,Г, Х | Гласные А,О,У, Э,Ы,И | Йоти- рован ные гласные |
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||
17. | |||||||||||||||||
18. |
Описание результатов обследования:
+ - правильное произношение;
== - замена звука;
« - искажение звука;
- отсутствие звука;
М/З – межзубное;
N- норма;
Ф – в стадии формирования;
А - этап автоматизации звука;
Н. – нарушение.
Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].
Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.
В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:
1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з], [з'],[ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:
– губно-зубной – при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].
– межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.
– призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.
– шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.
– боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.
– носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.
– парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].
2. Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р']. Подразделяется на
– одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.
– боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.
– горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.
– носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.
– глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].
3. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л'].
– губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.
– межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.
– смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.
– параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л'], [з], [р].
4. Дефекты произнесения небных звуков:
– каптацизм – нарушение в звучании [к], [к'].
– гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г'].
– хитизм – отсутствие [х], [х'].
– йотацизм – дефекты в произношении [й].
5. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].
6. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п'], [к]-[к'], [в], [в'] и т.д.
При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.
Взависимости, какое нарушение звукопроизношения у ребенка, я выдавала родителям комплекс артикуляционной гимнастики для занятий дома.
- Теоретический вопрос
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
-Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.
-Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
-В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
-Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
-В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
-Прежде чем начать занятия, вспомним названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).
-Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
-Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
-Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
-Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Практический вопрос с показом упражнений перед зеркалом
Первый ребенок садится у зеркала и с опорой на иллюстрации и показом логопеда, он выполняем артикуляционные упражнения (средняя группа).
Второй ребенок садится у зеркала и выполняет артикуляционные упражнения по словесной инструкции логопеда (подготовительная группа).
5.Мастер-класс с родителями:
- Знакомство с языком: кончик языка, боковые края, спинка, корень языка.
- Знакомство с органами артикуляции: «Сказка о веселом язычке».
Родители выполняют упражнения в индивидуальных зеркалах, а логопед рассказывает сказку с показом иллюстраций. За основу взяла сказку Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, 2007.-64с. «Знакомство с язычком и его домиком» стр. 4-10.
- Раздача пособий и рекомендаций по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях (см. приложение).
- Выполнение артикуляционных упражнений родителей с индивидуальными зеркалами по инструкции логопеда:
- Статические: «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Грибок», «Чашечка».
- Динамические: «Качели», «Индюк», «Лошадка», «Кошка лакает молоко»
6. Вопросы родителей, опросник родителей по мастер-классу (см. приложение)
7.Чаепитие и поздравление родителей с наступающими новогодними праздниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...