Консультационный пункт в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям воспитывающих детей с ОВЗ, не посещающих детский сад
статья по логопедии
В статье раскрываются цели и задачи организации консультационного пункта на базе ДОУ для родителей, имеющих детей с ОВЗ. В ней описывается перспективный план работы, методы и формы взаимодействия разных направлений деятельности данного пункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультационный пункт в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям воспитывающих детей с ОВЗ, не посещающих детский сад
Переверзева Ирина Сергеевна старший воспитатель,
Тертышная Анна Сергеевна учитель-логопед
Anna.Shulg1997@yandex.ru
т. 89508762370
(МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 95, г. Курск)
Аннотация. В статье раскрываются цели и задачи организации консультационного пункта на базе ДОУ для родителей, имеющих детей с ОВЗ. В ней описывается перспективный план работы, методы и формы взаимодействия разных направлений деятельности данного пункта.
Ключевые слова. Консультационный пункт, обучающиеся с ограниченными возможностями, синзетивный период, ранняя помощь.
A counseling center in the preschool, as a direction of work to provide early assistance to families raising children with disabilities who do not attend kindergarten
Pereverzeva Irina Sergeevna senior tutor,
Tertyshnaya Anna Sergeevna speech therapist teacher
Anna.Shulg1997@yandex.ru
т. 89508762370
(MBDOU "Kindergarten of combined type 95, Kursk)
Annotation. The article reveals the goals and objectives of organizing a counseling center on the basis of a preschool for parents with children with disabilities. It describes a long-term work plan, methods and forms of interaction between different areas of activity of this point.
Keywords. Counseling center, students with disabilities, synzetic period, early care.
Одной из наиболее значимых задач развития общества является выстраивание отсутствующей структуры в образовании, а именно системы раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии ребёнка.
Можно заметить, что коррекция нарушения речевой и познавательной деятельности у детей начинается в дошкольном возрасте, а именно в 3-5 лет. В этом возрасте уже сформирован стереотип психических и речевых нарушений, что говорит нам о том, что упущен синзетивный период (первые три года жизни ребёнка) т.е. наиболее благоприятный период развития речи, психики ребёнка. Для успешного развития ребёнка младенческого и раннего возраста является включение родителей в реализацию коррекционно-развивающего обучения.
В нашем ДОУ создан консультационный пункт, с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказания квалификационной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию, а так же поддержке всестороннего развития личности, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Перед консультационным пунктом стоят следующие задачи:
- оказание консультативной помощи родителям, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию;
- диагностирование проблем в развитии детей (по запросу родителей) и оказании помощи по их решению;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом, физическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- помощь родителям в выборе дальнейшего образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ;
- оказание всесторонней помощи родителям детей с ОВЗ, чьи дети не посещают дошкольную образовательную организацию.
Принципы деятельности консультационного пункта: личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями), сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства, открытость системы образования.
В основном посещают консультационный пункт родители детей с особенностями здоровья и родители детей в возрасте 1-3 года не посещающих детский сад в силу возраста и предпочтения родителей.
Консультации родителей проводятся как одним специалистом, так и совместно, сразу несколькими одновременно и определяется исходя из кадрового состава Учреждения. Режим работы консультационного пункта определяется исходя из запроса родителей (в основном один раз в неделю по четвергам). Родитель озвучивает проблему, а администрация исходя, из заявленной темы привлекает специалиста, владеющего этой информацией.
В нашем консультационном пункте есть несколько форм работы с родителями, а именно консультирование (групповое или индивидуальное), коррекционно-развивающие занятия с ребёнком в присутствии родителей (законных представителей), мастер-классы, тренинги, информирование в сети Интернет, работа с устными обращениями. Особенно интересной и результативной формой работы с родителями является совместная практическая деятельность специалистов с родителями и детьми.
Стоит отметить, что коррекционно-педагогическая помощь родителям строится на основе интегративной деятельности педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, пдо).
Далее рассмотрим более подробно работу каждого из специалистов консультационного пункта.
Учитель-логопед при обращении родителя в консультационный пункт ДОУ первостепенно проводит анкетирование, проведя диагностику, заполняет речевую карту и ведёт журнал консультаций. Конечно, наиболее частый вопрос, с которым приходят к логопеду это задержка появления речи у детей раннего возраста. В связи с этим логопед проводит консультацию «Нормы развития речи», в которой подробно рассказывает, об условиях организации коррекционной работы с малышами. После диагностики логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует родителей, какими способами и методами помочь малышу преодолеть речевые трудности. Логопед на практике обучает родителей артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике, рекомендует какие игры и упражнения использовать в домашних условиях.
На раннем этапе речевого развития используют следующие направления коррекционно-логопедической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка правильного дыхания, стимуляция лепета, формирование понимания речи, развитие тактильных ощущений. Важное значение имеет работа по формированию общих речевых навыков, а именно диафрагмального дыхания. В работе с детьми раннего возраста логопед рекомендует использовать упражнения на развитие физиологического дыхания, укрепление мышц губ. Занятие с ребёнком должно включать в себя следующие дыхательные упражнения: «Пузырьки в стакане», «Сдуй бабочку», «Буря в стакане», «Запустим мыльные пузыри». Для детей постарше подключаем упражнения на формирование длительной воздушной струи, и на тренировку силы выдоха и используем следующие игры «Вертушка», «Загони мяч в ворота» и т.д.
Важным в логопедической работе является стимуляция речевой активности. Для этого мы можем использовать следующие игры «Волшебный мешочек», «Самый внимательный», «Что пропало?» и т.д.
Так же стоит помнить, о важности развития мелкой моторики рук. Поэтому в своей работе логопед уделяет особое внимание играм на развитие пальчиков.
Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку семьям с детьми воспитывающих ребёнка с особенностями здоровья, проводит первичную диагностику психологического состояния ребёнка, познакомит с эффективными методами и приёмами снятия эмоционального напряжения
Воспитатель проконсультируют по общим вопросам обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста, даст рекомендации по организации различных видов деятельности и по подготовке ребёнка к посещению детского сада.
Музыкальный руководитель проконсультирует по организации музыкального воспитания ребёнка, а так же по вопросам развития творческих способностей.
Инструктор по физической культуре проконсультирует по вопросам физического развития детей, даст советы по закаливанию и оздоровлению, а так же по профилактике разных отклонений в физическом развитии. А так же проведёт консультацию по формированию здорового образа жизни.
Старший воспитатель проконсультирует по вопросам развития, обучения детей дошкольного возраста, а так же даст рекомендации по организации игровой деятельности.
Подведя итог, хочется отметить важность создания консультационного пункта в дошкольной образовательной организации, так как он даёт реальные возможности родителям, которые не могут отвести своего ребёнка в детский сад из-за состояния здоровья малыша получить профессиональную помощь (консультацию) от квалифицированных специалистов. А так же консультационный пункт дает хорошую возможность для детей раннего возраста получить своевременную консультацию о периодах развития ребёнка, которые могут еще поддаться коррекции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Пазухина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ялта.: Гуманитарные науки, 2018.
- Стругова В.Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.: Наука и социум, 2017.
- Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, С.Н.Юревич. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи.: Юрайт, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....

Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...

Консультация по оказанию методической диагностической, консультативной помощи семье . воспитывающей ребенка дошкольного возраста, не посещающего детский сад в консультативном пункте МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска Волгоградской обл
Работа консультативного пункта ДОУ...

Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ...

«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...

Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...

Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок"...