Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
материал по логопедии на тему
Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_kolosovskaya_i.v.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Колосовская И.В.
Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
Слайд1
Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.
К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию коррекционно-развивающего обучения
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 2
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
На Консультационный центр возлагаются следующие задачи:
• оказание всесторонней помощи родителям и детям с ОВЗ, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в них;
• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей данного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
• помощь родителям в выборе адекватного дальнейшего образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Слайд 4
Основной контингент нашего Консультационного центра – родители детей-инвалидов не посещающих дошкольное учреждение по состоянию здоровья, а также родители детей в возрасте 1-3 года не посещающих детский сад в силу возраста и предпочтений родителей
Слайд 5
Консультационный центр в нашем детском саду работает 1 раз в неделю по средам. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
Слайд 6
Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра.
1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, страничка на сайте детского сада).
2. Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону.
3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое.
Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
Слайд 7
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов и речи.
Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.
Слайд 8
4. Интересной и результативной формой работы с родителями является практическая деятельность специалистов с родителями и детьми в присутствии родителей. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их).
Слайд 9
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования.
Слайд 10
При обращении в КЦ родителей с ребенком логопед проводит анкетирование родителей, заполняет карту первичного обследования по результатам экспресс диагностики, так же ведется рабочий журнал консультаций.
Слайд 11
Диагностика детей с нарушениями речи в нашем КЦ проходит по методикам:
Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей 2—4 лет».
С какими же проблемами наиболее часто обращаются родители к логопеду КЦ?
Слайд 12
Наиболее часто тревожит родителей детей раннего возраста запаздывание появления активной речи.
Прежде всего, логопед должен донести до родителей условия организации коррекционной работы с малышом
- Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
- Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.
- Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
- При организации занятия с ребенком необходимо использовать знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой, игра с зайчиком, кошечкой и т.д
- Необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию
- Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
- В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам
- Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой - объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
Слайд 13
Так же учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребенка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков. Логопед показывает родителям на практике, какие речевые игры и упражнения использовать, обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, дает рекомендации по проведению развивающих игр в домашних условиях.
На раннем этапе речевого развития используют следующие основные направления коррекционно-логопедической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие тактильных ощущений, формирование понимания речи.
Кроме того, к одному из приемов работы, направленной на предупреждение недостатков речевого развития в первые месяцы жизни, является нормализация процесса кормления, наряду с которым следует формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимися предметами, развивать у ребенка потребность общения со взрослым, слуховое внимание, работать над активизацией голосовых реакций.
Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Так в работе с малышами, начиная с 1-го года, рекомендуем родителям использовать игровые упражнения, направленные на развитие физиологического дыхания, укрепление мышц губ. Каждое занятие с ребенком должно начинаться с таких дыхательных упражнений, как «Подуем в трубочку», «Запустим мыльные пузыри», «Кораблики плывут по озеру». На более поздних этапах развития (2-3 года) в работе можно применять упражнения, направленные на тренировку длительной воздушной струи, выработку умения целенаправленно изменять силу выдоха (игры «Вертушка», «Погуди сильнее», «Хоровод девочек», «Попади в ворота»
Одним из важнейших условий в проведении логопедической работы с детьми раннего возраста является применение игр по стимуляции речевой активности, которые мы можем сочетать с играми на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти. Используя определенный сюжет, ребенка легко вовлечь в игру. Для такого рода игр можно применять любые игрушки, музыкальные инструменты, можно вводить в занятие небольшие театрализованные элементы, что вызывает особый интерес малыша. Особой популярностью у детей раннего возраста пользуются игры: «Волшебный мешочек», «Чья песенка звучит?», «Кто внимательный?», игры со звуковыми баночками и коробочками, «Угадай, кто разбудил зайку?», «Что пропало?».
Стоит не забывать и о том, что уровень развития речи малыша в особой мере зависит от уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому в логопедической работе с детьми особое место нужно уделить играм на тренировку различных движений пальцев и кистей рук.
В заключении хочется сказать о том, что если у ребенка раннего возраста наблюдается задержка речевого развития, то это еще не дает основание выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития, можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка. И чтобы преодолеть возможные нарушения, необходимо своевременно оказать ребенку необходимую помощь.
Слайд 14
И именно консультационные центры в детских садах - это реальная и доступная возможность родителям, оказавшимся в ситуации невозможности посещать детский сад из-за состояния здоровья малыша и по сути оставшимся наедине со своей проблемой получить профессиональную консультацию (помощь) от квалифицированных и неравнодушных людей. А также прекрасная возможность родителям детей раннего возраста получить своевременную консультацию о сензитивных периодах развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
Анкетирование родителей в рамках оказания ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Анкета для родителей«О развитии Вашего ребёнка»...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...