Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте
статья

Гужова Наталия Николаевна

Понятие «девиантное поведение» наиболее активно применяется относительно подросткового возраста, который и считается наиболее неблагоприятным в этом отношении. Однако в детском возрасте выделяют свои, специфические виды девиаций, которые находятся обычно в пограничном состоянии. Они соседствуют с разными диагнозами: неврозы (например, невроз навязчивых движений), неврастении, задержка психического развития, но всегда в своей основе имеют нарушения в семейных отношениях. Можно утверждать, что проблемы детей-это лакмусовая бумажка проблем родителей.

Детский возраст является одним из благоприятных периодов для раскрытия и последующего развития талантов, заложенных в человеке.

Так

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deviantnoe_povedenie.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте.

Понятие «девиантное поведение» наиболее активно применяется относительно подросткового возраста, который и считается наиболее неблагоприятным в этом отношении. Однако в детском возрасте выделяют свои, специфические виды девиаций, которые находятся обычно в пограничном состоянии. Они соседствуют с разными диагнозами: неврозы (например, невроз навязчивых движений), неврастении, задержка психического развития, но всегда в своей основе имеют нарушения в семейных отношениях. Можно утверждать, что проблемы детей-это лакмусовая бумажка проблем родителей.

Детский возраст является одним из благоприятных периодов для раскрытия и последующего развития талантов, заложенных в человеке.

Таких детей часто принято называть «трудными». Для них характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов, часто отличаются дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаются продемонстрировать своё превосходство над более слабыми сверстниками.

В процессе роста и перехода из одной возрастной подгруппы в другую, у ребенка меняется фокус внимания внутри группы взрослых, занимающихся его воспитанием. То есть каждой возрастной группе свойственна своя фигура значимого взрослого, специфика взаимоотношений с которым определяет весь процесс воспитания и развития ребенка, а также и возникновение девиации, и возможные психологические проблемы в подростковом и взрослом периодах.

В группе до трех лет основная фигура значимого взрослого-мать. Нарушения в общении с матерью будут являться тем инициирующим фактором, в результате которого могут возникнуть проблемы с поведением.

Основными девиациями этого возраста являются различного рода страхи (страх темноты, одиночества, собак, а также ночные кошмары, фантазии, энурез). Речь чаще всего идет о дисфункциональном отношении матери к своему ребенку, которое и является пагубным фактором, инициирующим девиации.

В возрасте двух-трех лет ребенок обнаруживает фигуру отца, который становится символом внешнего мира, дающим связь с ним. Отношения с отцом становятся определяющими в дальнейшем развитии ребенка, а именно: как он будет ощущать себя во внешнем мире и социуме. К видам дисфункциональных отношений с отцом относятся те же дисфункции: дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение. К проблемам, провоцирующим такие отношения можно отнести: психологический инфантилизм отца, проблемы личностного роста, трудное детство, проблемные отношения с собственной матерью, различные социальные проблемы.

Примерно с пяти лет ребенок начинает воспринимать родителей как неделимое целое. Понятие семья становится определяющим и формирующим. Девиации с 3 до 9 лет – это частые соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия – аутоагрессия), проблемы адаптации, низкая успеваемость. При обнаружении поведенческих девиаций с этого возраста необходимо говорить о семейной психокоррекции, семейной психотерапии или семейном консультировании.

Таким образом, решающая роль в формировании характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит именно семейному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендции для педагогов по коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

Дорогие педагоги! Данные рекомендации помогут Вам в коррекции девиантного поведения у детей дошкольного возраста....

статья Девиантное поведение у детей дошкольного возрасте

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за предел...

Социально-педагогический проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста "Я+ТЫ=МЫ"

АННОТАЦИЯ Приметной чертой современной социальной действительности является увеличение форм разнообразных девиаций среди детей, а также недостаточный уровень психолого-педагогической культуры окр...