Консультация "Воспитать помощника"
консультация
Предварительный просмотр:
Все родители хотят, чтобы
Дети им помогали.
Психолог подсказывает,
Как этого достичь.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №5»
Качкан Лилия Викторовна
2018г.
Нередко мамы жалуются: чадо уже подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходится заставлять.
Не стоит забывать, что стремление трудиться, в частности делать домашние дела, формируется у человека не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, позволяя этому стремлению сформироваться, то заставлять потом особенно и не приходится. Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начинает уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, он просто стремится участвовать в жизни семьи, научится делать всё то, что делают мама, папа, бабушка, старшие братья и сёстры, поскольку это необходимо для выживания в мире.
Ребёночек запрограммирован на такое поведение генетически. Он чедь чувствует, что скоро придётся всё делать самостоятельно, поэтому и пытается овладеть новыми навыками, подражая старшим, отсюда такое стремление детей мыть посуду, подметать пол, стирать, делать всё как большие.
Не подавляйте инициативу!
Обычная ситуация: малыш берёт веник и пытается подмести пол, имитируя действия старших.
Мама чаще всего сначала приходит в изумление, а потом со словами: «Не трогай веник, он же грязный! Ещё успеешь в жизни, наработаешься!», отбирает у крохи веник. Подобные ситуации повторяются в разных вариантах. Ребёнок, усваивая, что заниматься домашним хозяйством ему, почему-то не следует, теряет к ним интерес. Если он и станет когда нибудь что-то делать по дому, то из-под палки. Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не как естественную часть жизни. Для начала поймите один принципиальный момент. Ребёнок всегда ждёт вашей реакции на те или иные действия, для того, чтобы определиться, правильно ли он поступает. Ваша реакция является для него источником информации. И очень важна реакция мамы на событие, которое произошло впервые.
Желательно чтобы мама следила за своей реакцией на действия малыша.
Как же родителям себя вести?
- Кроху нужно поощрять сразу, при первой же попытке сделать что-то в доме. Поблагодарите и похвалите ребёнка. В этом случае ребёнок усвоит, что помогать маме хорошо и правильно.
- Говорите крохе: «У тебя отлично получается», «Ты всё делаешь правильно», «Ты умница». Воспринимайте его помощь как естественную норму поведения (ведь именно такой подход к жизни вы хотите в нём воспитать).
- Хорошо заниматься чем-то вместе с малышом. Дети обожают делать что-то со старшими, причём так же, как они. Если убираете квартиру, дайте ребёнку тряпку, пусть вытирает пыль. Печёте пироги – дайте кусок теста, и пусть лепит колобка.
- Дети любят выполнять поручения, нести за что-то ответственность. Ваша задача – эти поручения придумывать. Например, что-то куда-то отнести, положить на место т.п.
- Обратите внимание ребёнка на то, беспорядок, это не хорошо, а порядок – приятно и красиво. «Посмотри, какой у нас беспорядок! Давай всё уберём!» Подобные мелочи важны, ведь любовь к чистоте и порядку тоже закладывается с действа.
- Запаситесь терпением. Понятно, что такая «помощь» поначалу может добавить вам работы.
- Уважайте малыша. Не относитесь к нему снисходительно. Искренне цените то, что он делает. Дайте крохе понять, что его вклад в общее дело важен не меньше, чем ваш. Он такой же, как и вы, полноправный участник жизни.
- Предоставляйте ребёнку возможность сделать то, что он хочет, в той форме, которая ему по силам. Если желает вымыть посуду, дайте ему для начала, что то небьющееся и не слишком грязное (чайные ложки). При тяге к стирке пусть постирает собственные носочки или носовой платок.
- Поощряйте в ребёнке, стремление заботится о младших братьях и сестрах. Дети делают это с удовольствием, особенно девочки.
- Говорите ребёнку «пожалуйста» и «спасибо», особенно если хотите, чтобы он в дальнейшем говорил эти слова вам и другим людям.
Что он может?
- Загрузить бельё в машину
- Вымыть чашки, ложки и блюдца
- Убрать посуду из-за стола после еды
- Сложить свои книжки на полочку
- Разгрузить сумки с продуктами
- Убрать игрушки
- Сложить свою одежду в шкаф
- Нарезать картошку (вы режете её на большие кусочки, а он на маленькие)
- Постирать с вашей помощью что-то небольшое и не очень грузное
- Вытереть пыль
Чего делать нельзя?
- Нельзя говорить ребёнку: «Не мешай! Уйди отсюда! Пойди поиграй!» Негативная реакция мамы на попытку, например, вымыть посуду отмечается в его сознании, и в дальнейшем ему уже не захочется этим заниматься.
- Никогда не препятствуйте, если малыш хочет, что-то сделать, а вы точно знаете, что он этого не умеет, или если вам в данный момент очень некогда. Дайте ему возможность попробовать себя. Пусть сделает хоть чуть-чуть. Ведь важен не результат, а процесс.
- Не говорите: «У тебя всё равно ничего не получится!» «Ты же ещё этого не умеешь!» Подобными словами можно подорвать у крохи веру в себя, а так же интерес к обучению, который изначально присущ всем детям. Помните, ребёнок верит вам безоговорочно и запоминает всё! Усвоив, что у него «всё равно не получится», он потеряет желание учится новому. В дальнейшем это может негативно отразиться на его учёбе. Подобные ситуации нередко невольно спровоцированы родителями.
- Будьте готовы к тому, что малыши, начав что-то делать, быстро теряют интерес. Подобное поведение абсолютно нормально. Попытки объяснить, что дела нужно доводить до конца или что веник надо непременно убрать на место, в данном случае бессмысленны.
- Помогайте ребёнку, лишь, когда он просит об этом. Если мама радуется тому, как чадо помогает, но сама то и дело помогает ему, она мешает процессу обучения и развития у ребёнка самостоятельности и целеустремлённости.
- Не пытайтесь заменить настоящие вещи игрушками. Ребёнку более интересны взрослые вещи, и которые необходимы ему для полноценного развития.
- Не указывайте ребёнку прямо на его ошибки и недоделки. Не оценивайте негативно качество выполненной работы. Ни в коем случае не давайте ребёнку почувствовать себя неумехой.
- Не стоит гепертрафированно хвалить малыша. Будьте естественными и искренними. Дети любого возраста понимают гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется на первый взгляд. И если он заметит, что вы переигрываете, то просто в дальнейшем перестанет вам верить. С детьми важно быть честным.
- Не настаивайте на выполнение ваших просьб о помощи, во что бы то ни стало. Если просите малыша, например, убрать игрушки, а он вдруг заупрямился, предложите ему: «А давай вместе…». И начинайте спокойно убирать. Большая вероятность, что он к вам присоединится. Если же нет – всё равно не настаивайте, а просто сведите ситуацию на нет. Дайте право ребёнку иногда чего-то не хотеть. Чем меньше вы реагируете на подобное упрямство и пытаетесь с ним на прямую бороться, тем быстрее оно пройдёт.
Всеми этими мерами вы поддерживаете в малыше стремление вам помогать, формируете устойчивую привычку к труду и позитивное к нему отношение. У ребёнка складывается убеждение, что он может сделать многое, и, что важно, может сделать это хорошо. У него формируется высокая самооценка, появляется уверенность в своих силах. Это в дальнейшем позитивно скажется на его жизни. Вы не просто воспитываете помощника, но и закладываете программу будущего своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...
Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».
Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:· Сформировать ...
Конспект занятия на тему "Наши помощники электроприборы" к презентации "Наши помощники электроприборы"
Занятие по ОБЖ с детьми старшей группы...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...