«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ( выступление на родительском собрании)
консультация (средняя группа)
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание | 585.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в
развитии речи детей дошкольного возраста»
( выступление на родительском собрании)
Воспитатель ГБОУ АО «ШИ № 3 для обучающихся с ОВЗ» Бойчук М.П.
Май 2019г.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Актуальность темы:
- Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;
- Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
1. Составление описательных рассказов.
Итоги и выводы
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники., дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
- Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции. Появился интерес к заучиванию стихов
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список использованной литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352
5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
- Войкова С.В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании: Как развивать речь детей дошкольного возраста
Как развивать речь детей дошкольного возраста...
Выступление на родительском собрании "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования"
Нестандартные пособия и игры и их применение в работе при развити мелкой моторики рук....
Выступление на родительском собрании "Развиваем речь детей младшего возраста"
В данной консультации родители познакомятся с речевыми особенностями детей младшего дошкольного возраста...
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Как развивать связную речь детей по средствам мнемотехники при подготовке к школе?»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 6-7 лет....
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольного возраста»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 5-6 лет....
Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей раннего возраста»
Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей раннего возраста»...
Выступление на родительском собрании "Нарушения речи у детей дошкольного возраста"
Сформированный лексико-грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи – эмоци...