Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей раннего возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)

Осколкова Валентина Александровна

Выступление на родительском собрании «Развитие речи детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx184.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Цель: ознакомление родителей воспитанников с приемами и методами развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о причинах нарушений и задержки речевого развития;

2. Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;

3. Вовлечь родителей в совместный педагогический процесс.

Участники: учитель-логопед, родители воспитанников группы раннего возраста.

Оборудование: магнитная доска, мяч, бумага, буклеты, атрибуты для выполнения дыхательной гимнастики, памятка.

Ход мероприятия:

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу, которая посвящена теме «Развитие речи детей раннего возраста».

- Нашу встречу хочу начать с высказывания:

«Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь».

- Вы, возможно, еще не все знакомы между собой, поэтому предлагаю сначала познакомиться и сыграть в игру «Волшебный клубочек». Попрошу всех участников встать в круг. Задача игры состоит в то, что каждый, у кого окажется клубок называет свое имя, отчество и кидает другому участнику в круге. Таким образом, мы с вами познакомимся.

- Молодцы! Давайте наш получившийся общий круг мы оставим на ковре, а сами сядем на свои места.

- Уважаемые родители, продолжите фразу «Первое слово у моего ребенка появилось в…» (ответ родителей).

- Ваши ответы показали, что все дети начинают говорить в разные временные отрезки. Некоторые дети начали говорить в период с 8 месяцев до 1 года 2 месяцев, и это является физиологической нормой. Другая часть детей не начала говорить и в 2 года, таким образом у них наблюдается задержка речевого развития.

- Познакомлю вас нормами речевого развития в онтогенезе:

До 1 года дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми ежедневно имеют дело (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие дети в возрасте 11 – 12 месяцев начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 1 год – 1,3 дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов.

В 1,6 – 2 года многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Ребенок в возрасте 2 лет распознает привычные для него объекты и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

В 2 – 3 года начинается активный рост словаря, словарь ребенка должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми. Причиной этого является то, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Наша с вами задача – воспитать чистую речь у детей, сформировать правильное звукопроизношение и обогатить активный и пассивный словарь.

- В ходе нашего собрания я вас познакомлю с методами и приемами, с помощью которых вы сможете помочь своим детям в развитие речи.

- Форма проведения нашей встречи будет не совсем обычной. Вы сегодня будете выполнять вместе со мной задания, после их выполнения я буду прикреплять на стенд букву.

- Поиграем? Поехали…

Первая станция «Ловкие пальчики».

- Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, передаются в речевые центры, что активизирует речь. Упражнения для развития мелкой моторики выполнять нужно ежедневно по 5 – 10 минут. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их разными руками, затем двумя одновременно. Постепенно темп нарастает.

- Предлагаю размять наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим». (Родители выполняют).

- Молодцы, справились! За выполнение этого упражнения вы получаете первую букву С.

Вторая станция «Послушный ветерок» - это дыхательная гимнастика.

- Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

- Рекомендации для выполнения дыхательной гимнастики:

- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

- губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

- выдох должен быть продолжительный и плавный;

- предметы должны находиться на уровне рта ребенка;

- не поднимать плечи и не надувать щеки при выдохе;
- упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
- осанка ребенка должна быть правильной;
- проводить упражнения в игровой форме;
- помещение предварительно проветрить.

- Примеры дыхательных упражнений, которые вы можете выполнять вместе со своими детьми, вы можете прочитать в буклете «Дыхательная гимнастика». (Учитель-логопед раздает буклеты «Дыхательная гимнастика»). (Приложение 1).

- Предлагаю выполнить упражнение для развития речевого дыхания «Ветерок». Вам нужно легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта) снежинку, листочек из бумаги.

- Здорово! Получаете вторую букву Е.

Третья станция «Веселый Язычок»

- Прибыли на третью станцию «Веселый Язычок», на которой я вам расскажу о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

- Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Выполнение артикуляционной гимнастики усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата, а также способствует развитию правильной и выразительной речи, четкому звукопроизношению.

-  Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно по 3-5 минут. Для начала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание, а затем без него).

- Предлагаю вам сейчас попробовать выполнить артикуляционные упражнения. Возьмите каждый зеркало, которое лежит у вас на столах.

«»Улыбочка»

«Хоботок»

- Молодцы! Видами артикуляционной гимнастики вы можете ознакомиться в буклете «Артикуляционная гимнастика» (Учитель-логопед раздает буклеты). (Приложение 2). За правильное выполнение упражнений получаете следующую букву М.  Двигаемся дальше.

Четвертая станция «Звукопроизношение».

- Прибыли на четвертую станцию. Многие родители ошибочно считают, что речь передается по наследству. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевое общение у взрослых, которые его окружают, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Очень важно, чтобы дети слышали правильную, грамотную, четкую, спокойную речь. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.

- Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Вашему вниманию предлагаю игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома.

-Давайте вместе попробуем выполнить эти задания.

Речевая игра «Вьюга».

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается, говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос».

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп  
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы.
«Жа- жа –жа - есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу -  молоко дадим ежу».
«Лю-лю-лю – маму я люблю».

«Ли-ли-ли – кашу посоли».

«Ель-ель-ель, весной капает капель».

- Молодцы! Весело выполняли задания. Получайте четвертую букву Ь.

Пятая станция «Играем с мамой»

- Для развития разговорной речи дошкольника решающее значение имеет его общение с вами. Во время совместных прогулок с детьми обязательно разговаривайте с детьми, обращайте внимание на различные объекты, и рассказывайте для чего они нужны. Во время прогулок в парке, в лесу привлекайте внимание ребенка к красоте окружающей природы, растений, животных. Знакомя с новыми предметами, вещами называйте их правильно.

- В раннем возрасте необходимо знакомить ребенка с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Обсуждайте с детьми прочитанные сказки, обыгрывайте их. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

- Вот вы и закончили свои испытания, за последнюю станцию получаете букву Я. Вам нужно собрать слово из полученных вами букв. Получается слово СЕМЬЯ.

- Семье принадлежит  ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и педагогами детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Заключительный этап.

- На этом наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что мои советы и рекомендации будут вам полезны.

Приложение 2

C:\Users\user\Downloads\zaryadka_s_yazychkom_1.jpg

Приложение 3

Список рекомендуемой художественной литературы

для детей второй группы раннего возраста

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...». «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;

«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Приложение 4

 Рефлексия «Незаконченное предложение»

1.Сегодня я узнал (а)______________________________________________

2.Было интересно…___________________________________________________

3. Было трудно…_____________________________________________________

4. Я понял (а), что…___________________________________________________

5. Теперь я могу…____________________________________________________

6. Я почувствовал (а), что…____________________________________________

7. Я приобрел (а)…____________________________________________________

8. Я попробую…_____________________________________________________

9. Меня удивило…____________________________________________________

10. Мне захотелось…__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация №1 к родительскому собранию "Развитие речи детей раннего возраста"

тема: Лучшие иллюстраторы детских книг. Как знакомить детей с иллюсирациями - рекомендации для родителей....

Презентация №2 к родительскому собранию "Развитие речи детей раннего возраста"

тема: Анти-детская литература. Задания для обсуждения с родителями....

Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

Родительское собрание в I младшей группеТема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»Задачи:- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего воз...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

Родительское собрание в I младшей группеТема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»...

Родительское собрание в I младшей группе Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»

Задачи:- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;- проанализировать речевое развитие детей группы;- познакомить с речевыми играми, в которые полезн...

Родительское собрание «Развитие речи детей раннего возраста»

Тема собрания : «Развитие речи детей раннего возраста»  Задачи:- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;- проанализировать речевое развитие детей...