Выступление на родительском собрании "Нарушения речи у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сформированный лексико-грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи – эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. факторы, которые оказывают наибольшее влияние на формирование грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_rechi.pptx | 63.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Нарушения касаются лексической, фонетической и грамматической стороны речи . Причиной возникновения нарушений речи могут быть: Инфекционные заболевания; Резус-конфликт, патология натального периода ; заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка ; неблагоприятными условиями воспитания и обучения, психическая депривация в сензитивные периоды развития речи; недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей. 2
наиболее специфичные ошибки : неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими столах » ); неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» – три медведя, «пять пальцем» – пять пальцев) ; ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком » ); ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов , гуси»). нарушения синтаксической структуры предложения, которые выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций; неправильное употребление окончание глаголов в прошедшем времени, например, «мухи кусал ». 3
Речевая готовность ребенка к школе Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи. Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. 4
Основные показатели речевой готовности : Сформированность звуковой стороны речи ( Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма). Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка; делить предложения на слова ; делить слова на слог . Готовность к звуко -буквенному ан ализу и синтезу звукового состава речи (уметь выделять звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове). Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами. Владеть пересказом , сохраняя смысл и содержание. Составлять рассказ-описание. 5
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – « вдоме », наступила – «на ступила »); пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-« чепенье », паровоз-« павороз », бабушка – « бабабушка »); пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – « просенок », трава – « тарава »); перестановки букв (комната – « конмата »). 6
Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь : точно подбирать слова ; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое ; дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя »); употреблять сложные слова (например: длинноногий ); пользоваться эпитетами (например: чистое поле ); подбирать метафоры (например: туча комаров ); использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову ); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). 7
Сформированный лексико-грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи – эмоционально здоров : он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. 8
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе ? Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; Не ругать ребенка за неправильную речь; Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Ваша речь должна быть четкой, ясной, грамотной. 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО. Тема: "Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста "
Интересный материал. Дети с удовольствием играют и одновременно развивают все компоненты речи. Рекомендую воспользоваться....
Выступление на педсовете " Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве"
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выступление из опыта работы
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Выступление из опыта работы "Мангеровской Л.М....
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования сюжетных картинок(Выступление из опыта работы)
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует...
Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...
Выступление на семинаре "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольногоь возраста....
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...