Консультация. Детское непослушание. Что делать , если ребёнок не слушается?
консультация

Рахимьянова Наталья Романовна

По материалам книги  Ю. Василькиной " Что делать , если ребёнок не слушается"  даются рекомендации, касающиеся проблемы детского непослушания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

 1.   Правила общества (нормы вежливости, условности в общении) нужны для единого языка коммуникации.  Без знания правил ребёнок столкнется с трудностями социализации.

 Правил должно быть немного. Ребёнку важно предъявить  небольшое число  важных правил:

 а) Нельзя делать то, что неудобно для других:

  - кричать , когда люди устали;

 -  разбрасывать игрушки;

 -  опаздывать , отвлекать от занятий

б) Нельзя делать то, что опасно для жизни.

2.   На  этапе введения правил непослушание ребёнка временно возрастет.

Установление правил – дело не простое, т. к. за исполнением нужно следить и настаивать, преодолевая сопротивление ребёнка. Встретившись с первыми трудностями, не надо отступать.  Родители, уходя  от конфликта с чадом, позволяют не выполнять ребёнку свои  требования.  Родителю требуется самодисциплина, самовоспитание, зато ребёнок будет чувствовать опору,  чувствовать себя более спокойным, соблюдая правила игры;

3.   Взрослым  важно согласовать правила друг с другом по ключевым  вопросам, предъявляя единые требования к ребёнку;

4.   Избегать ситуации «качели». Ситуация  «качели» приводит к невротизации ребёнка.  Это ситуация  непоследовательности стилей воспитания, при которой ребёнку все разрешается, затем родители становятся чрезмерно требовательными, закручивают гайки. Родитель наказывает ребёнка лишением мультфильмов, сладостей, ремнём, при этом ребёнок не  реагирует на замечания, продолжает

делать то, что считает нужным, не реагирует на просьбы и приказы родителей, надеясь,  что  родитель разрешит, отпустит требования.    

Но родитель  ужесточает требования, и ребенок, привыкший к свободе,  не желает уступать. Конфликт непослушания возрастает в геометрической прогрессии. Родитель раздражается и обычно начинает испытывать чувство вины за то, что был с ребёнком слишком жесток,  и начинает опять  все позволять ребёнку.   Из-за  усталости родитель от авторитетного стиля переходит к авторитарному   или к попустительскому.  Ребёнок при смене  стилей воспитания (от попустительского к авторитарному  или  наоборот) не чувствуют определенности.  Возникает состояние внутренней   незащищенности. Ситуация  «качели» невротизирует ребёнка. Он начинает сильнее капризничать,  проявлять негативизм, агрессивность. Для  спокойствия ребёнка даже  лучше  не очень эффективный (авторитарный) стиль воспитания, чем «качели», поскольку правила жестки и  они известны.

                       

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ

1 способ.  Поговорить о чувствах ребёнка.

Признание  чувств - первый шаг к сотрудничеству.  Назовите чувство, которое может испытывать ребёнок в данной ситуации непослушания. «Обидно отрываться от  интересной игры, чтобы пойти кушать , спать». «Как грустно идти в сад , когда хочется  отдохнуть и поиграть дома». Но это не означает, что вы  разрешите  не идти в сад , не есть кашу, не убирать игрушки.  Признание чувств - это первый этап к взаимопониманию и сотрудничеству.

2 способ. Сделаем  вместе.

 Давай этим займется с тобою кукла, мишка.   Вместе можно и в садик одеваться, и кашу есть, и игрушки убирать. Но этим способом  нельзя злоупотреблять, т. к. ребёнок поймет,  что им манипулируют, и  прием перестанет  работать.

3 способ. Убеждение  и обсуждение.

Убеждение после неправильного поведения ребёнка, почему надо делать так, как настаивает мама (переходить улицу на зеленый свет и стоять на красный, почему нельзя идти с незнакомым  человеком,

пообещавшим  показать котят).  Важно обсуждать с ребёнком, вести диалог, чтобы ребёнок  мог обдумать ситуацию и нашел способы поведения в ней.

4 способ . Предоставьте выбор.

Вместо того,  чтобы предъявлять прямое требование: «Ну-ка собирайся  в сад», предоставьте выбор:   « Ты когда собираешься начать выполнять домашнее задание, через 5 минут иди через 10 минут ? ». «Ты какое наденешь платье в детский сад, синее или красное ?» . «Какую игрушку  возьмешь в сад, зайчика  или мишку.» При этом вы не ставите под сомнение,  нужно ли идти в сад или выполнять домашнее задание.  Вы позволяете ребёнку выбрать способ сделать то, что не обсуждается. По мере взросления ребенка  нужно давать ему возможность самому очерчивать варианты, из которых он может выбрать.

5 способ   Требование

Высказать  со всей строгостью  требование, сказать: «Прекрати…», «Сделай…», «Оденься…». Затем стоит пояснить кратко,  почему это требование надо выполнить.  «Опасно играть со спичками», «Мама опаздывает на работу» и т. п.

6 способ  На меня это не действует.

Открытый протест, истерики, споры, нытье ребёнок использует как средство, чтобы ему разрешали то,  что хочется или не заставляли делать то, чего не хочется. Ребенок прибегает к открытой манипуляции. Можно различить искренний плач и манипуляционный плач «посмотрите, как я несчастен». Во втором случае нужно сказать ребёнку,  что его приемы на вас не действуют и ваше требование и мнение остается неизменным. Главное, быть последовательным, не разрешили, так не разрешили. Настаиваете до конца на своем, иначе рискуете стать на долгое время жертвой детских манипуляций, когда он будет «ведущим»,  а вы «ведомой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что делать если ребёнок гиперактивный"

В данной статье  дана информация о том , как распознать гиперактивного ребенка, каковы причины рождения гиперактивных детей и предложены рекомендации и советы родителям по организации  деяте...

Консультация для родителей"Что делать,если ребёнок не хочет убирать за собой игрушки?"

Консультация для родителей"Что делать, если ребёнок не хочет убирать за собой игрушки?"...

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площад...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Что делать , если ребёнок не делится игрушками с другими детьми? Почему так происходит, почему дети жадничают?...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не хочет идти в детский сад?»

нсультация для родителейПериод адаптации детей является сложным процессом, как для детей, так и для их родителей.Что же делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад?Для начал...