Консультация для родителей «Что делать,если ребёнок не разговаривает? ».
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Что делать, если ребёнок не разговаривает?»
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к этой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь папу (тетю, дедушку ), тот тоже поздно заговорил, или- С мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка уже сама по себе должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но четко следуя советам не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью.
Если родитель видит, что ребенок не справляется,в свободное время дома он может помочь ему, выполняя следующие рекомендации:
1.Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
1).«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2). «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3).«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Больше разговаривайте с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
3.Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
4. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух.
5. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
6. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паравозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у.
7. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте ребёнка договаривать слова по его речевой возможности: Жили-были …(дед, баба). И была у них…(ко-ко-ко).
8. Не перегружайте ребёнка теле-, видео-, аудио информацией. При чтении сокращайте текст до понятных ребёнку фраз.
9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидайтесь, пока ребёнок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик) количество (один – много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, проводите игры типа «Сорока-белобока». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание. Сочетайте движения с музыкой.
Можно подключить и свою родительскую фантазию.
В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что делать, если у ребёнка плоскостопие"
Что делать, если у ребенка плоскостопие. Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Что делать, если у ребёнка речевая патология»
Речевое общение, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у...
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребёнок сквернословит!
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей....
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребёнок сквернословит!"
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей....
Консультация для родителей "Что делать, если ваш ребёнок кусает других детей"
В помощь родителям кусающихся детей...
Консультация для родителей:" Что делать, если у ребёнка нет друзей?"
Что делать, если у ребёнка нет друзей?Мало кто из родителей обращает внимание на то, как ребёнок устанавливает контакты с другими детьми в возрасте до трёх лет, и это понятно. Малыш привязан...
Консультация для родителей "Что делать, если ваш ребёнок сквернословит?»
информация для родителей...