Родительское собрание «Лучшая подготовка к школе – это игра»
материал (подготовительная группа)

Гаврилова Тамара Альбертовна

Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

2. Заинтересовать проблемой;

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»

3. Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая игрушка».

4. Оформление альбома с рассказами и рисунками родителей «Моя

любимая в детстве игрушка».

5. Запись:

- Спокойной музыки для проведения психогимнастического упражнения

«Моя любимая в детстве игрушка».

- Детских песен: «Приходи ко мне играть», «Мы играли в папавоз», «Где

водятся волшебники», «Вечный двигатель».

Ход:

Собрание проводится в форме круглого стола в музыкальном зале.

Первая часть. Вступление.

Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает их в

музыкальный зал. Каждый занимает удобное для себя место.

Звучит музыка, которая создает положительный эмоциональный

настрой.

Воспитатель знакомит участников круглого стола с его целями и

задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том в какой форме

будет проходить каждая часть.

Правила проведения круглого стола

- Все участники круглого стола должны быть активными на протяжении

всего его протяжения.

- Участники вправе давать о себе только ту информацию, которую они

сочтут нужной.

- Участники вправе задавать любые вопросы по обсуждаемой теме.

- в процессе совместной деятельности с детьми должны признавать личность

ребенка и стремиться к сотрудничеству.

Вторая часть. Что такое – готовность к школе?

Воспитатель:

Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение

наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с

детьми «В школу я уже готов!»)

Вопросы к детям

Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь

научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что

нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе?

Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем

мнение наших родителей (высказывания родителей).

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже

стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в

школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный

момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он

приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни –

учеба.

В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде

всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.

Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни

писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их

интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация

изменилась.

Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.

Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат

иностранному языку, логике, риторике и пр.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3

месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и

считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность

решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с

другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие

интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма

печальные результаты не только в школе.

Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости.

Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания

действительности, ему следует обладать силой воли. Ребенок должен уметь

работать в коллективе.

Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются

мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все

это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не

придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени.

Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать,

двигаться.

Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение.

Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда

– за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа

психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий

мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются

взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и

самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как

ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается

ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете,

готов ли он к школе.

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими

детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели

распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к

школе, расширяет их представления об учебной деятельности.

Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и

педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже

играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Они не умеют сами организовать

свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются,

перебирают игрушки и пр.

В чем же причина?

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к

другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских

поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во

дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди

взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не

считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В

результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само

детство.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью

заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется

определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет

максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и

осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где

дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила

игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым,

дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли

послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям

командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как

говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей

полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности

ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное

значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять

себя и в школе как дисциплинированный.

В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща,

подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении

ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной

цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я

быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и

т.п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее.

Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не

только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде

сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои

умения.

В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства

– «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина

помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)»,

тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех

приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.

Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким

уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но

и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе

стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе –это

игра!

Танцевальная пауза

Танец детей и родителей с игрушками.

Третья часть. Зачем родителям играть?

Мы с вами убедились, что игра – это не простое времяпровождение.

Давайте вспомним, в какие игры играют наши дети в детском саду и дома.

(Воспитатель обращает внимание на папку-раскладушку «День за днем» с

фото детей в детском саду).

Зачем родителям играть?

Скажите, пожалуйста, нужно ли учить детей играть или они научатся

этому сами?

Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам

разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники,

воспитатели в детском саду…

Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не

близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не

хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят

мороженого, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение

одного 5-летнего ребенка.

Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим

участием засверкают новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет

на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и

главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь

ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет

вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или

дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить

ситуацию к лучшему.

При совместной игре родители могут подсказать и показать более

сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку,

поднять непростую проблему и помочь найти выход.

Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь.

Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как

получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда

нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею,

распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при

обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не

заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи,

которые вам хотелось бы с ним обсудить.

Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно!

Я домой прихожу –мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».

Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не

принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и

подключите фантазию –вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте!

На диван, а лучше на пол, на ковер. И играйте! Вы –Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка…

Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,

побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень

полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки

зрения другого –с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой

Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.

Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку

по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность;

случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение

и надеяться на победу в следующий раз. Развитию памяти, внимания и

быстроты реакции поможет лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем,

что в нее можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию

бабушек, дедушек, младших сестер и братьев.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть

со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и

принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать

без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и

терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе

неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие

игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.

Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшем в

жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти

умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно

родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения

вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают

задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого

воображения в жизни человека трудно переоценить.

Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой

времени и сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность ребенка. А

«недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к

окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с

родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать

самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея право на

ошибку.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого.

Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть,

его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл

даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими

действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его

развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка.

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на

социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в

специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь

обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные

усилия.

Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К

примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Об этом визите надо

обязательно поговорить. Нужно включить такие сведения, которые потом

ребенок смог бы использовать в игре. Важно показать тех людей, которые

действуют в той или иной сфере деятельности, и главное, те отношения

между ними, которые существуют в жизни.

А потом может быть все: работа на папином заводе, у мамы в ателье,,

труд врача, строителя, ученого. Важно лишь одно: не жалеть времени на игру

с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку,

разбудить его воображение. Польза всего этого для малыша огромна. И дело

не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребенка,

растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его

привязанность к нам, родителям, ведь малыш любит нас не только и не

столько за то, что мы его кормим, одеваем…

В конце концов – это мы обязаны делать. Это наш долг не перед

ребенком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на

занятость, мы можем и отказать. Тем больше ребенок ценит наше участие,

тем желаннее для него эта возможность: приобщиться к человеку с

превосходящим сознанием.

Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда

возвращаться в детство –и давайте играть!

Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном

доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не

нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного

вместе с ним фантазировать и играть! Так играйте со своими детьми!

Четвертая часть.

Психогимнастическое упражнение

«Моя любимая в детстве игрушка»

Звучит релаксационная музыка. Психолог медленно говорит.

Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо

чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,

прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте

тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время,

когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет.

Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы

играете своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие

игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не

расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости,

и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в

эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.

Затем психолог предлагает рассказать родителей о том, что они

ощущали. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Первыми могут

отвечать педагоги детского сада, чтоб дать образец рассказа.

Сделать вывод, что любимую игрушку человек помнит всю жизнь, и это

дает ему положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему,

предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети

через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

Игровая пауза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей!

Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

2. Заинтересовать проблемой;

3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей.

2. Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»

3. Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая игрушка».

4. Оформление альбома с рассказами и рисунками родителей «Моя

любимая в детстве игрушка».

5. Запись:

- Спокойной музыки для проведения психогимнастического упражнения

«Моя любимая в детстве игрушка».

- Детских песен: «Приходи ко мне играть», «Мы играли в папавоз», «Где

водятся волшебники», «Вечный двигатель».

Ход:

Собрание проводится в форме круглого стола в музыкальном зале.

Первая часть. Вступление.

Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает их в

музыкальный зал. Каждый занимает удобное для себя место.

Звучит музыка, которая создает положительный эмоциональный

настрой.

Воспитатель знакомит участников круглого стола с его целями и

задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том в какой форме

будет проходить каждая часть.

Правила проведения круглого стола

- Все участники круглого стола должны быть активными на протяжении

всего его протяжения.

- Участники вправе давать о себе только ту информацию, которую они

сочтут нужной.

- Участники вправе задавать любые вопросы по обсуждаемой теме.

- в процессе совместной деятельности с детьми должны признавать личность

ребенка и стремиться к сотрудничеству.

Вторая часть. Что такое – готовность к школе?

Воспитатель:

Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение

наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с

детьми «В школу я уже готов!»)

Вопросы к детям

Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь

научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что

нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе?

Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем

мнение наших родителей (высказывания родителей).

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже

стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в

школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный

момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он

приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни –

учеба.

В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде

всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.

Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни

писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их

интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация

изменилась.

Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.

Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат

иностранному языку, логике, риторике и пр.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3

месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и

считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность

решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.

Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с

другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие

интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма

печальные результаты не только в школе.

Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости.

Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания

действительности, ему следует обладать силой воли. Ребенок должен уметь

работать в коллективе.

Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются

мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все

это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не

придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени.

Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать,

двигаться.

Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение.

Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда

– за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа

психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий

мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются

взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и

самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как

ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается

ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете,

готов ли он к школе.

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими

детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели

распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к

школе, расширяет их представления об учебной деятельности.

Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и

педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже

играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Они не умеют сами организовать

свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются,

перебирают игрушки и пр.

В чем же причина?

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к

другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских

поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во

дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди

взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не

считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В

результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само

детство.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью

заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется

определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет

максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и

осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где

дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила

игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым,

дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли

послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям

командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как

говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей

полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности

ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное

значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.

Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять

себя и в школе как дисциплинированный.

В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща,

подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении

ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной

цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я

быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и

т.п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее.

Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не

только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде

сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои

умения.

В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства

– «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина

помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)»,

тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех

приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.

Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким

уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но

и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе

стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе –это

игра!

Танцевальная пауза

Танец детей и родителей с игрушками.

Третья часть. Зачем родителям играть?

Мы с вами убедились, что игра – это не простое времяпровождение.

Давайте вспомним, в какие игры играют наши дети в детском саду и дома.

(Воспитатель обращает внимание на папку-раскладушку «День за днем» с

фото детей в детском саду).

Зачем родителям играть?

Скажите, пожалуйста, нужно ли учить детей играть или они научатся

этому сами?

Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам

разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники,

воспитатели в детском саду…

Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не

близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не

хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят

мороженого, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение

одного 5-летнего ребенка.

Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим

участием засверкают новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет

на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и

главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь

ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет

вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или

дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить

ситуацию к лучшему.

При совместной игре родители могут подсказать и показать более

сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку,

поднять непростую проблему и помочь найти выход.

Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь.

Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как

получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда

нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею,

распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при

обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не

заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи,

которые вам хотелось бы с ним обсудить.

Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно!

Я домой прихожу –мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».

Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не

принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и

подключите фантазию –вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте!

На диван, а лучше на пол, на ковер. И играйте! Вы –Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка…

Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,

побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень

полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки

зрения другого –с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой

Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.

Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку

по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность;

случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение

и надеяться на победу в следующий раз. Развитию памяти, внимания и

быстроты реакции поможет лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем,

что в нее можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию

бабушек, дедушек, младших сестер и братьев.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть

со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и

принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать

без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и

терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе

неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие

игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.

Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшем в

жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти

умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно

родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения

вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают

задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого

воображения в жизни человека трудно переоценить.

Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой

времени и сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность ребенка. А

«недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к

окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с

родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать

самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея право на

ошибку.

Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого.

Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть,

его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл

даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими

действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его

развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка.

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на

социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в

специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь

обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные

усилия.

Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К

примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Об этом визите надо

обязательно поговорить. Нужно включить такие сведения, которые потом

ребенок смог бы использовать в игре. Важно показать тех людей, которые

действуют в той или иной сфере деятельности, и главное, те отношения

между ними, которые существуют в жизни.

А потом может быть все: работа на папином заводе, у мамы в ателье,,

труд врача, строителя, ученого. Важно лишь одно: не жалеть времени на игру

с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку,

разбудить его воображение. Польза всего этого для малыша огромна. И дело

не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребенка,

растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его

привязанность к нам, родителям, ведь малыш любит нас не только и не

столько за то, что мы его кормим, одеваем…

В конце концов – это мы обязаны делать. Это наш долг не перед

ребенком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на

занятость, мы можем и отказать. Тем больше ребенок ценит наше участие,

тем желаннее для него эта возможность: приобщиться к человеку с

превосходящим сознанием.

Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда

возвращаться в детство –и давайте играть!

Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном

доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не

нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного

вместе с ним фантазировать и играть! Так играйте со своими детьми!

Четвертая часть.

Психогимнастическое упражнение

«Моя любимая в детстве игрушка»

Звучит релаксационная музыка. Психолог медленно говорит.

Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо

чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,

прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте

тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время,

когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет.

Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы

играете своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие

игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не

расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости,

и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в

эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.

Затем психолог предлагает рассказать родителей о том, что они

ощущали. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Первыми могут

отвечать педагоги детского сада, чтоб дать образец рассказа.

Сделать вывод, что любимую игрушку человек помнит всю жизнь, и это

дает ему положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему,

предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети

через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

Игровая пауза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе « Лучшая подготовка к школе – это игра»

!. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи....

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Конспект родительского собрания "Лучшая подготовка к школе - это игра"

В данном материале представлен конспект родительского собрания в подготовительной группе "Лучшая подготовка к школе - это игра", советы родителям будущих первоклассников....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему "Подготовка к школе"

Знакомство родителей с критериями готовности детей к школе...

Презентация к родительскому собранию "Вопросы подготовки к школе"

Презентация для родителей чьи дети скоро станут первоклашками...

Родительское собрание "Готовность ребенка к школе" (деловая игра)

Дети все разные, различные способности, возможности, личные качества, но все они похожи в одном - в желании хорошо учиться. И в руках взрослых помочь им, не отбивая у них желание....