Родительское собрание «Лучшая подготовка к школе – это игра»
материал (подготовительная группа)
Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
2. Заинтересовать проблемой;
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»
3. Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая игрушка».
4. Оформление альбома с рассказами и рисунками родителей «Моя
любимая в детстве игрушка».
5. Запись:
- Спокойной музыки для проведения психогимнастического упражнения
«Моя любимая в детстве игрушка».
- Детских песен: «Приходи ко мне играть», «Мы играли в папавоз», «Где
водятся волшебники», «Вечный двигатель».
Ход:
Собрание проводится в форме круглого стола в музыкальном зале.
Первая часть. Вступление.
Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает их в
музыкальный зал. Каждый занимает удобное для себя место.
Звучит музыка, которая создает положительный эмоциональный
настрой.
Воспитатель знакомит участников круглого стола с его целями и
задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том в какой форме
будет проходить каждая часть.
Правила проведения круглого стола
- Все участники круглого стола должны быть активными на протяжении
всего его протяжения.
- Участники вправе давать о себе только ту информацию, которую они
сочтут нужной.
- Участники вправе задавать любые вопросы по обсуждаемой теме.
- в процессе совместной деятельности с детьми должны признавать личность
ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть. Что такое – готовность к школе?
Воспитатель:
Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение
наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с
детьми «В школу я уже готов!»)
Вопросы к детям
Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь
научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что
нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе?
Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем
мнение наших родителей (высказывания родителей).
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже
стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в
школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный
момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он
приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни –
учеба.
В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде
всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни
писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их
интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация
изменилась.
Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.
Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат
иностранному языку, логике, риторике и пр.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3
месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и
считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность
решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с
другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие
интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости.
Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания
действительности, ему следует обладать силой воли. Ребенок должен уметь
работать в коллективе.
Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются
мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все
это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не
придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени.
Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать,
двигаться.
Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение.
Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда
– за игру.
Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа
психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий
мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются
взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и
самосознания.
В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как
ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается
ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете,
готов ли он к школе.
Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими
детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели
распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.
Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к
школе, расширяет их представления об учебной деятельности.
Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и
педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже
играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Они не умеют сами организовать
свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются,
перебирают игрушки и пр.
В чем же причина?
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к
другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских
поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во
дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди
взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не
считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется
определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила
игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым,
дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли
послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям
командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как
говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей
полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности
ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять
себя и в школе как дисциплинированный.
В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща,
подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении
ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной
цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я
быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и
т.п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее.
Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не
только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде
сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои
умения.
В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства
– «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина
помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)»,
тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех
приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.
Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким
уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но
и психологические проблемы.
Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе
стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе –это
игра!
Танцевальная пауза
Танец детей и родителей с игрушками.
Третья часть. Зачем родителям играть?
Мы с вами убедились, что игра – это не простое времяпровождение.
Давайте вспомним, в какие игры играют наши дети в детском саду и дома.
(Воспитатель обращает внимание на папку-раскладушку «День за днем» с
фото детей в детском саду).
Зачем родителям играть?
Скажите, пожалуйста, нужно ли учить детей играть или они научатся
этому сами?
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам
разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники,
воспитатели в детском саду…
Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не
близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не
хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят
мороженого, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение
одного 5-летнего ребенка.
Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим
участием засверкают новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет
на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и
главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь
ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет
вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или
дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить
ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более
сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку,
поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь.
Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как
получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда
нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею,
распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при
обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не
заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи,
которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно!
Я домой прихожу –мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не
принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и
подключите фантазию –вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте!
На диван, а лучше на пол, на ковер. И играйте! Вы –Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка…
Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,
побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень
полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки
зрения другого –с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой
Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.
Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку
по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность;
случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение
и надеяться на победу в следующий раз. Развитию памяти, внимания и
быстроты реакции поможет лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем,
что в нее можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию
бабушек, дедушек, младших сестер и братьев.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть
со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и
принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать
без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и
терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе
неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие
игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшем в
жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти
умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно
родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения
вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают
задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого
воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой
времени и сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность ребенка. А
«недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к
окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с
родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать
самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея право на
ошибку.
Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого.
Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть,
его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл
даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими
действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его
развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка.
В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на
социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в
специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь
обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные
усилия.
Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К
примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Об этом визите надо
обязательно поговорить. Нужно включить такие сведения, которые потом
ребенок смог бы использовать в игре. Важно показать тех людей, которые
действуют в той или иной сфере деятельности, и главное, те отношения
между ними, которые существуют в жизни.
А потом может быть все: работа на папином заводе, у мамы в ателье,,
труд врача, строителя, ученого. Важно лишь одно: не жалеть времени на игру
с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку,
разбудить его воображение. Польза всего этого для малыша огромна. И дело
не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребенка,
растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его
привязанность к нам, родителям, ведь малыш любит нас не только и не
столько за то, что мы его кормим, одеваем…
В конце концов – это мы обязаны делать. Это наш долг не перед
ребенком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на
занятость, мы можем и отказать. Тем больше ребенок ценит наше участие,
тем желаннее для него эта возможность: приобщиться к человеку с
превосходящим сознанием.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда
возвращаться в детство –и давайте играть!
Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном
доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не
нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного
вместе с ним фантазировать и играть! Так играйте со своими детьми!
Четвертая часть.
Психогимнастическое упражнение
«Моя любимая в детстве игрушка»
Звучит релаксационная музыка. Психолог медленно говорит.
Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,
прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте
тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время,
когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет.
Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы
играете своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие
игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не
расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости,
и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в
эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.
Затем психолог предлагает рассказать родителей о том, что они
ощущали. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Первыми могут
отвечать педагоги детского сада, чтоб дать образец рассказа.
Сделать вывод, что любимую игрушку человек помнит всю жизнь, и это
дает ему положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему,
предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети
через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».
Игровая пауза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей!
Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
2. Заинтересовать проблемой;
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»
3. Оформление выставки детских рисунков «Моя любимая игрушка».
4. Оформление альбома с рассказами и рисунками родителей «Моя
любимая в детстве игрушка».
5. Запись:
- Спокойной музыки для проведения психогимнастического упражнения
«Моя любимая в детстве игрушка».
- Детских песен: «Приходи ко мне играть», «Мы играли в папавоз», «Где
водятся волшебники», «Вечный двигатель».
Ход:
Собрание проводится в форме круглого стола в музыкальном зале.
Первая часть. Вступление.
Воспитатель встречает родителей в группе и приглашает их в
музыкальный зал. Каждый занимает удобное для себя место.
Звучит музыка, которая создает положительный эмоциональный
настрой.
Воспитатель знакомит участников круглого стола с его целями и
задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том в какой форме
будет проходить каждая часть.
Правила проведения круглого стола
- Все участники круглого стола должны быть активными на протяжении
всего его протяжения.
- Участники вправе давать о себе только ту информацию, которую они
сочтут нужной.
- Участники вправе задавать любые вопросы по обсуждаемой теме.
- в процессе совместной деятельности с детьми должны признавать личность
ребенка и стремиться к сотрудничеству.
Вторая часть. Что такое – готовность к школе?
Воспитатель:
Что такое – готовность к школе? Для начала - давайте узнаем мнение
наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с
детьми «В школу я уже готов!»)
Вопросы к детям
Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь
научиться в школе? Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что
нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Готов ли ты к школе?
Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем
мнение наших родителей (высказывания родителей).
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже
стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в
школу вызывает опасение, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный
момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он
приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни –
учеба.
В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде
всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.
Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни
писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их
интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация
изменилась.
Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно.
Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат
иностранному языку, логике, риторике и пр.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3
месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и
считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность
решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с
другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие
интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма
печальные результаты не только в школе.
Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости.
Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания
действительности, ему следует обладать силой воли. Ребенок должен уметь
работать в коллективе.
Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются
мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все
это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не
придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени.
Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать,
двигаться.
Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение.
Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда
– за игру.
Как объяснить взрослым, что игровая деятельность – основа
психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий
мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются
взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и
самосознания.
В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как
ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается
ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете,
готов ли он к школе.
Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими
детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели
распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.
Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к
школе, расширяет их представления об учебной деятельности.
Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и
педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже
играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Они не умеют сами организовать
свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются,
перебирают игрушки и пр.
В чем же причина?
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к
другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских
поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во
дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди
взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не
считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В
результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само
детство.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью
заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется
определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет
максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и
осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где
дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила
игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым,
дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли
послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям
командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как
говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей
полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности
ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять
себя и в школе как дисциплинированный.
В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща,
подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении
ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной
цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я
быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке», «я метко бросаю» и
т.п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее.
Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не
только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде
сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои
умения.
В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства
– «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина
помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)»,
тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех
приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.
Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким
уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но
и психологические проблемы.
Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе
стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе –это
игра!
Танцевальная пауза
Танец детей и родителей с игрушками.
Третья часть. Зачем родителям играть?
Мы с вами убедились, что игра – это не простое времяпровождение.
Давайте вспомним, в какие игры играют наши дети в детском саду и дома.
(Воспитатель обращает внимание на папку-раскладушку «День за днем» с
фото детей в детском саду).
Зачем родителям играть?
Скажите, пожалуйста, нужно ли учить детей играть или они научатся
этому сами?
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам
разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники,
воспитатели в детском саду…
Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не
близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не
хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят
мороженого, не смотрят мультики, а только спят и работают», - мнение
одного 5-летнего ребенка.
Ролевые игры – известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим
участием засверкают новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет
на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и
главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь
ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет
вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или
дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить
ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более
сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому ребенку,
поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь.
Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как
получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда
нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею,
распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при
обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не
заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи,
которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно!
Я домой прихожу –мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться».
Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не
принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и
подключите фантазию –вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте!
На диван, а лучше на пол, на ковер. И играйте! Вы –Эверест, ребенок – Отважный Покоритель Горных Вершин, вы Большая Белая Медведица, он – Медвежонок Умка…
Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,
побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень
полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки
зрения другого –с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой
Картонной Коробки или Старого Башмака.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.
Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку
по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность;
случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение
и надеяться на победу в следующий раз. Развитию памяти, внимания и
быстроты реакции поможет лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем,
что в нее можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию
бабушек, дедушек, младших сестер и братьев.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть
со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и
принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать
без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и
терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе
неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие
игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшем в
жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти
умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра как ничто другое развивает воображение. И опять же, именно
родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения
вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают
задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого
воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой
времени и сил. Поэтому не поощряют игровую деятельность ребенка. А
«недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к
окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре, с
родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать
самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея право на
ошибку.
Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого.
Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть,
его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл
даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими
действовать! Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его
развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка.
В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на
социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в
специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь
обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные
усилия.
Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К
примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Об этом визите надо
обязательно поговорить. Нужно включить такие сведения, которые потом
ребенок смог бы использовать в игре. Важно показать тех людей, которые
действуют в той или иной сфере деятельности, и главное, те отношения
между ними, которые существуют в жизни.
А потом может быть все: работа на папином заводе, у мамы в ателье,,
труд врача, строителя, ученого. Важно лишь одно: не жалеть времени на игру
с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку,
разбудить его воображение. Польза всего этого для малыша огромна. И дело
не только в знаниях, в развитии интеллекта. Развивается и личность ребенка,
растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его
привязанность к нам, родителям, ведь малыш любит нас не только и не
столько за то, что мы его кормим, одеваем…
В конце концов – это мы обязаны делать. Это наш долг не перед
ребенком – перед обществом. А вот в игре, сославшись на усталость, на
занятость, мы можем и отказать. Тем больше ребенок ценит наше участие,
тем желаннее для него эта возможность: приобщиться к человеку с
превосходящим сознанием.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда
возвращаться в детство –и давайте играть!
Вспомните фильм «Игрушка», где сын миллионера жил в огромном
доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не
нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного
вместе с ним фантазировать и играть! Так играйте со своими детьми!
Четвертая часть.
Психогимнастическое упражнение
«Моя любимая в детстве игрушка»
Звучит релаксационная музыка. Психолог медленно говорит.
Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,
прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте
тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время,
когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет.
Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы
играете своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие
игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не
расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости,
и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в
эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.
Затем психолог предлагает рассказать родителей о том, что они
ощущали. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Первыми могут
отвечать педагоги детского сада, чтоб дать образец рассказа.
Сделать вывод, что любимую игрушку человек помнит всю жизнь, и это
дает ему положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему,
предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети
через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».
Игровая пауза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе « Лучшая подготовка к школе – это игра»
!. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи....
Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "О подготовке детей к школе"
Помощь родителям в подготовке детей в школу....
Конспект родительского собрания "Лучшая подготовка к школе - это игра"
В данном материале представлен конспект родительского собрания в подготовительной группе "Лучшая подготовка к школе - это игра", советы родителям будущих первоклассников....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему "Подготовка к школе"
Знакомство родителей с критериями готовности детей к школе...
Презентация к родительскому собранию "Вопросы подготовки к школе"
Презентация для родителей чьи дети скоро станут первоклашками...
Родительское собрание "Готовность ребенка к школе" (деловая игра)
Дети все разные, различные способности, возможности, личные качества, но все они похожи в одном - в желании хорошо учиться. И в руках взрослых помочь им, не отбивая у них желание....