Конспект родительского собрания "Лучшая подготовка к школе - это игра"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гуськова Наталья Сергеевна

В данном материале представлен конспект родительского собрания в подготовительной группе "Лучшая подготовка к школе - это игра", советы родителям будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе

« Лучшая подготовка к школе – это игра»

«Чтобы вырасти здоровыми,

детям не требуется уметь читать –

  им требуется уметь играть».

Ф. Роджерс.

Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.

           2. Заинтересовать проблемой.

3. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

           4. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Контингент участников: родители подготовительной группы, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

1.        Анкетирование родителей.

2.        Видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»

3.        Оформление выставки детских рисунков  «Моя любимая игрушка».

4.        Чтение родителями педагогических статей по теме: «Шпаргалки для родителей».

5.       Папка- раскладушка «День за днем» с фотографиями детей из жизни группы.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация «В игре готовимся к школе», памятки для родителей.

Ход собрания:

Что такое – готовность к школе?

     Воспитатель:                      

         Что такое – готовность к школе? Для начала -  давайте узнаем мнение наших детей. (Родителям предлагается посмотреть видеозапись беседы с детьми «В школу я уже готов!»)

          Вопросы к детям:

 Хочешь ли ты идти в школу? Зачем дети ходят в школу? Чему ты хочешь научиться в школе?  Ты стал уже совсем взрослый и многое умеешь, что нужно уметь, чтобы хорошо учиться в школе?  Готов ли ты к школе?

          Мы узнали взгляды наших детей на данную проблему. Теперь узнаем мнение наших родителей (высказывания родителей).

        Дети очень быстро растут.  И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение, тревогу.  И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба.  

          В повседневной жизни готовность к школе часто понимается, прежде всего, как умение читать и считать. Такое убеждение в корне неправильно.

Лет двадцать назад большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому дети обучались в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.

       Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно. Детей чуть ли не с рождения учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике и пр.

        Преимущества раннего обучения сказываются только в первые  2-3 месяца школьной жизни – таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, способность решать и думать – эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.  Первоклассник не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.

        Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости. Первоклассник должен уметь владеть собой, подчинять свои желания действительности, ему следует обладать силой воли.  Ребенок должен уметь  работать в коллективе.

        Дошкольный возраст – это замечательный период, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в игре. Часто современные дети не умеют играть. В семье не придают игре должного значения. Родители считают ее потерей времени. Взрослому трудно играть – надо придумывать, изобретать, прыгать, двигаться.

        Для многих родителей детская игра – это пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда – за игру.

Игровая деятельность – основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

        В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.

        Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться.

        Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности.

       Самое существенное изменение, которое отмечают психологи и педагоги, заключаются в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно в сюжетно-ролевые игры.  Они не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр.

       В чем же причина?

       Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

       Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, при чем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

       В игре ребенок поставлен перед необходимостью соблюдать правила игры, если надо, то и умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый ребенок, вряд ли послушается товарища, но в игре вынужден подчиниться требованиям командира, а капитан должен быть примером для других – роль, как говорится, обязывает! В игре, как в никакой другой деятельности, со всей полнотой и отчетливостью раскрываются и шлифуются черты личности ребенка. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Тот ребенок, который играет дисциплинированно, будет потом проявлять себя и в школе как дисциплинированный.

        В играх с элементами соревнования дети учатся действовать сообща, подчиняться правилам, упражняются в быстроте, ловкости, умении ориентироваться во времени и пространстве, стремление достичь задуманной цели. В этих играх проявляется детское стремление к самоутверждению: «я быстрее бегаю», «а я ловчее прыгаю на одной ножке»,  «я метко бросаю» и т.п. Каждый что-то может лучше, чем другой, каждый в чем-то ловчее. Показать свои умения – значит получить признания сверстников. А это не только приятно, но и жизненно необходимо: интересно жить в среде сверстников, если ты принят коллективом как равный, если ценят твои умения.

       В игре развивается воображение. Вспомните «волшебные» слова детства – «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурирует игрушки. Игрушки нет, а игра есть.

        Практика показала: «недоигравшие» дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;

• во время игры дать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;

• варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

• обязательно поощрять победителя игры.

        Мы подготовили для Вас памятку «5 важных навыков будущего первоклассника» с примерами игр, которая, надеемся, поможет Вам в дальнейшем.

         Так давайте дадим детям возможность «доиграть», чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость. Лучшая подготовка к школе – это игра!

         Спасибо за внимание!

Памятка

«5 важных навыков будущего первоклассника».

1. Развитие мелкой моторики рук.

Не надо заставлять ребенка писать прописи. Это, может, и разовьет руку, но отобьет охоту учиться. Ведь маленькому ребенку это пока неинтересно. Отлично развивают тонкую моторику руки лепка из пластилина и глины, рисование, аппликация, оригами – собрание мелких деталей конструктора. А это как раз то, чем дети занимаются с большим удовольствием.

2. Умение работать по правилам.

При решении задач, да и вообще в течение всего учебного процесса необходимо, чтобы ребенок помнил задание во время его выполнения. Эту задачу лучше всего решают детские настольные игры, например, лото, домино, игры, где надо ходить по очереди, бросая кубик.

3. Речевое развитие детей.

Заучивание стихотворений и пересказ текстов в этом не очень помогают. Стоит задавать ребенку вопросы о прочитанном тексте, уточнять, как он понял то, или иное слово или выражение. Замечательные результаты даёт рассказ по картинке.

4. Произвольное внимание и волевая сфера.

Лучше всего помогают развить это дидактические игры, изобразительная деятельность, конструирование, подвижные игры с правилами. Например, «Море волнуется раз» и «Колечко, выйди на крылечко» - прекрасные игры для развития данных качеств.

5. Умение общаться.

У идущего в школу ребенка, могут возникнуть сложности с адаптацией в коллективе. Следите, чтобы до школы у ребенка появился опыт общения со сверстниками. Приглашайте детей в гости, ходите на детские площадки, запишите его в какой-нибудь кружок.

Готовьтесь к школе вместе с ребенком – вместе выбирайте портфель, пенал, тетрадки. Подготовьте его рабочее место – стол, где он будет выполнять домашние задания. Всячески подчеркивайте его новый статус, что он стал взрослее, скоро станет школьником. Выслушайте его возможные страхи, помогите ему разобраться с ними. Расскажите о том, как сами пошли в первый класс. Купите ему самый красивый букет цветов и с улыбкой проводите его на первую школьную линейку, к первому звонку и к первому учителю.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе « Лучшая подготовка к школе – это игра»

!. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи....

Конспект родительского собрания "Подготовка ребенка к школе".

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих дет...

Конспект Родительское собрание "Подготовка детей к школе".

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе....

Конспект родительского собрания "Подготовка ребенка к школе"

В конспекте содержится подробный план родительского собрания, с уже готовым материалом....

Родительское собрание «Лучшая подготовка к школе – это игра»

Цель: 1. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;2. Заинтересовать проблемой;3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.Предварительная работа:1. Анкетирование р...

Конспект родительского клуба "Подготовка к школе"

Вводное родительское собрание в подготовительной группе...

Родительское собрание подготовительной к школе группы «Игра, как средство подготовки ребенка к школе»

Повышение родительской психолого-педагогической компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников и подготовке детей к обучению в школе....