Проект: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
проект
Предварительный просмотр:
МБДОО детский сад №7 «Радуга» ст. Гиагинской
«Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей».
Проект: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Андропова Анна Анатольевна
воспитатель
«Единственная ценность жизни — это семья.
Как только погибнет семья, погибнет и мир.
Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье».
(Старец Паисий Афонский)
Роль семейных ценностей в нашей жизни.
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети....
В статье 44 ФЗ "Об образовании в РФ" говорится: "Родители (законные представители) обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ".
Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим воспитанием, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. Одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и соблюдение семейных ценностей и традиций.
Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания личности ребенка.
Однако, нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций.
Семья является примером, образцом поведения.
Сложность создания своей семьи для детей из неблагополучных семей заключается в том, что у них нет здорового примера, шаблона, который они смогли бы перенести на свою будущую семью. В большинстве случаев, пример своей, родительской семьи, хотя они и не хотят переносить, но на уровне подсознания, переносится на их будущие семьи. Именно поэтому таким детям нужна помощь. Помощь не только в информировании, но и в формировании у детей семейных ценностей, образов поведения в семье.
Остановимся конкретно на неблагополучных семьях.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно (М.А. Галагузова).
Актуальные проблемы проекта
- Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм).
- Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
- Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
Проблемы в работе с неблагополучными семьями.
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, наши реалии (нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков) не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со ДОО (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.
Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов, направленных на формирование семейных ценностей. Формирование нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в неблагополучной семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих неблагополучие в семье.
- Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
- Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
- Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Основные приоритетные направления деятельности
- Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
- Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
- Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
Ожидаемый результат
- Своевременная помощь в решении проблем в неблагополучной семье.
- Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
- Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
- Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Сроки реализации проекта
Подготовительный этап – сентябрь –декабрь 2015г.
Основной этап – 2016г.
Как строить работу с неблагополучной семьей.
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующей, воспитателей и педагога-психолога) оставляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
- в боязливости ребенка;
- в выраженном страхе взрослых;
- в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
- в боязни идти домой;
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОО. Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Признаки неблагополучия в семье
- Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
- Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
- Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
- При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
- Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с указанием причин неблагополучия в семье.
Примерный алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап :первичное обследование условий жизни детей в неблагополучной семье. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
Знакомство, установление контакта специалистов с членами семьи и её окружением.
Второй этап: совместные педагогические консилиумы по определению
путей совместных действий.
Третий этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, семейных ценностных ориентации.
Методы изучения:
- наблюдение;
- опрос, анкетирование родителей;
- беседа с детьми;
- беседа с педагогами;
- беседа с родителями;
- анализ результатов и продуктов деятельности детей.
Четвёртый этап: составление плана работы с неблагополучными семьями (приложение 1- 3).
Пятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Шестой эт: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Заключение. Педагоги не должны брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.
Педагогам, работающим с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители изменили неблагополучную ситуацию в семье.
Список литературы
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
- Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ.— М.:ТЦ Сфера,2007— 80 с.
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей. — М.: ТЦ «Учитель». Воронеж 2005, — 111 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега – Л», 2013.— 134с.
Приложение 1
План работы с неблагополучными семьями
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ | В течение года | Воспитатели |
Выявление неблагополучных семей | В течение года | Администрация, воспитатели, |
Изучение причин неблагополучия семьи | По мере выявления | Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог |
Ведение картотеки неблагополучных семей | В течение года | Старший воспитатель |
| По годовому плану работы ДОУ | Старший воспитатель, воспитатели. Воспитатели |
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей». | В течение года | Старший воспитатель Воспитатели групп |
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей. | Сентябрь | Старший воспитатель |
Заседание Совета ДОУ с приглашением родителей из неблагополучных семей. | По мере необходимости | Администрация, воспитатели, |
Рейды в неблагополучные семьи. | По мере необходимости | Воспитатели, педагог-психолог |
Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей. | Ежедневно | Воспитатели, медсестра |
Совместная деятельность с родительским комитетом по оказанию посильной помощи неблагополучным семьям. | В течение года | Администрация, воспитатели, старший воспитатель, родительский комитет |
Совместная деятельность с администрацией СОШ, по передачи необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ, в целях непрерывного социально- педагогического сопровождения. . | Апрель-май | Администрация ДОУ, администрация СОШ. |
Организация совместной деятельности с родителями и детьми с целью профилактики неблагополучия в семье (приложения 4,5) | В течение года | Сотрудники ДОУ |
Анализ работы с неблагополучными семьями. | Май | Администрация, воспитатели, старший воспитатель |
Приложение 2
Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей через разнообразные формы и методы:
Мероприятия | Содержание работы |
Семейные посиделки | Помочь детям и родителям получше узнать друг друга. Взглянуть родителям на себя и своих детей другими глазами. |
Семейная викторина | Расширить знания детей о семье, формировать представления о семейных традициях, обычаях, устоях, праздниках. |
Коллаж «Вечера в моей семье» | Помочь детям и родителям сплотиться, сформировать позитивное отношение к совместному досугу. |
Конкурс «Лучший хозяин», «Заботливая хозяйка». | Формировать позитивное отношение к семейным обязанностям, развивать стремление к созданию уюта в доме, прививать навыки ведения домашнего хозяйства. |
Сценки-инсценировки «Непредвиденные ситуации в семье» | Обучать правильному взаимопониманию в семье. |
Создание «Семейного древа» | Вызвать у детей желание изучать свою родословную, воспитывать чувства гордости за членов своей семьи. |
Ролевые игры. | Формировать у детей умения взаимодействовать в семье, осознавать значимость своей семейной роли (сына- дочери, брата-сестры и т.д.) |
Приложение 3
Формы и содержание работы с родителями
Направления деятельности | Содержание работы |
Диагностика и анализ | Сбор и обобщение информации о детях и их семьях путём изучения демографической ситуации в ДОУ |
Методическая работа | Формирование банка данных на основе социальных паспортов групп ДОУ (приложение 3 «Социальный паспорт семьи»). |
Профилактическая работа. |
Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия ДОУ с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” консультация для родителей
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.Л.Н.ТолстойПатриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близ...
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
В статье раскрываются основные особенности оптимальных детско-родительских взаимоотношений....
Проект "Счастлив тот - кто счастлив у себя дома"
Проект «Счастлив тот – кто счастлив у себя дома » разработан в соответствии с ФГОС ДО. Семья и до...
Родительское собрание на тему: "Счастлив тот, кто счастлив в у себя дома".
Детский сад является вторым домом для ребенка, поэтому наша с вами общая цель направлена на создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития наших малышей. Ценность семьи...
Проект: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Актуальность проекта:Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и семейных традиций. Семья – важнейший институт воспитания нравственных качеств ребенка. Т...
"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
Родительское собрание...
Конспект родительской встречи во второй младшей группе на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".
Конспект родительской встречи во второй младшей группе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Цель мероприятия: содействовать сплочению коллектива родителей, привлечение родителей к обмену опытом по...