Проект: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
проект

Андропова Анна Анатольевна

Поиск новых форм работы с семьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа с семьёй282.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО детский сад №7 «Радуга» ст. Гиагинской

 «Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей».

Проект: «Счастлив тот, кто  счастлив у себя дома».

Андропова Анна Анатольевна

 воспитатель

 «Единственная ценность жизни — это семья.

Как только погибнет семья, погибнет и мир.

Покажи свою любовь, прежде всего, в своей семье».

(Старец Паисий Афонский)

Роль семейных ценностей в нашей жизни.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети....

В статье 44 ФЗ "Об образовании в РФ" говорится: "Родители (законные представители) обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ".

Семейное воспитание по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим воспитанием, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более. Одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и соблюдение семейных ценностей и традиций.

Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания личности  ребенка.

Однако,  нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций.

Семья является примером, образцом поведения.

 Сложность создания своей семьи для детей из неблагополучных семей заключается в том, что у них нет здорового примера, шаблона, который они смогли бы перенести на свою будущую семью. В большинстве случаев, пример своей, родительской семьи, хотя они и не хотят переносить, но на уровне подсознания, переносится на их будущие семьи. Именно поэтому таким детям нужна помощь. Помощь не только в информировании, но и в формировании у детей семейных ценностей, образов поведения в семье.

Остановимся конкретно на неблагополучных семьях.

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно (М.А. Галагузова).

Актуальные проблемы  проекта

  • Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм).
  • Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
  • Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.

Проблемы в работе с неблагополучными семьями.

Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, наши реалии (нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков) не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со ДОО (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов.


Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов, направленных на формирование семейных ценностей. Формирование нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:

  • Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в неблагополучной семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих неблагополучие в семье.
  • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
  • Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
  • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
  •  Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Основные приоритетные направления деятельности

  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
  • Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.

Ожидаемый результат

  • Своевременная помощь в решении проблем в неблагополучной семье.
  • Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
  • Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
  • Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.


Сроки реализации проекта

Подготовительный этап – сентябрь –декабрь 2015г.
Основной этап – 2016г.

Как строить работу с неблагополучной семьей.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующей, воспитателей и педагога-психолога) оставляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:        

  • утомленный, сонный вид;        
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;        
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;        
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;        
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.        

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;        
  •         в выраженном страхе взрослых;
  •  в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;        
  • в стремлении скрыть причину травм.    

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОО. Привлечение родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Признаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

3.        Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  2. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  3. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  4. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  5. Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей  с указанием причин неблагополучия в семье.    

Примерный алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап :первичное обследование условий жизни детей в  неблагополучной семье. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.

        Знакомство, установление контакта специалистов с членами семьи  и её окружением.

Второй этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Третий этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, семейных ценностных ориентации.

Методы изучения:

  • наблюдение;
  • опрос, анкетирование родителей;
  • беседа с детьми;
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;
  • анализ результатов и продуктов деятельности детей.

Четвёртый этап: составление плана  работы с неблагополучными семьями (приложение  1- 3).

Пятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Шестой  эт: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Заключение.  Педагоги не должны брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогам, работающим с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители изменили неблагополучную ситуацию в семье.

Список литературы

  1. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  3. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  4. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ.— М.:ТЦ Сфера,2007— 80 с.
  5. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практ. пособие для методистов, воспитателей ДОУ  и родителей. — М.: ТЦ «Учитель». Воронеж 2005,  — 111 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега – Л», 2013.— 134с.

Приложение 1

План работы с неблагополучными семьями

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ

В течение года

Воспитатели

Выявление неблагополучных семей

В течение года

Администрация, воспитатели,

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог

Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение года

Старший воспитатель

  • Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей»;
  • Консультация для сотрудников ДОУ «Жестокое обращение с детьми»
  • Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

По  годовому плану работы ДОУ

Старший воспитатель, воспитатели.

Воспитатели

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».

В течение года

Старший воспитатель Воспитатели групп

Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Сентябрь

Старший воспитатель

Заседание Совета ДОУ с приглашением родителей из неблагополучных семей.

По мере необходимости

Администрация, воспитатели,

Рейды в неблагополучные семьи.                  

По мере

необходимости

Воспитатели, педагог-психолог

Ежедневный осмотр и беседа

с детьми из неблагополучных

семей.

Ежедневно

Воспитатели, медсестра

Совместная деятельность с

родительским комитетом по

оказанию посильной помощи неблагополучным семьям.

В течение года

Администрация,

воспитатели,

старший воспитатель, родительский комитет

Совместная деятельность с

администрацией СОШ, по

передачи необходимой

информации о

неблагополучных семьях

выпускников ДОУ, в целях

непрерывного социально-

педагогического

сопровождения.

.

Апрель-май

Администрация

ДОУ,

администрация

СОШ.

Организация совместной

деятельности с родителями и детьми  с целью профилактики неблагополучия в семье (приложения 4,5)

В течение года

Сотрудники ДОУ

Анализ работы с неблагополучными семьями.

 Май

Администрация,

воспитатели,

 старший воспитатель

Приложение 2

Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей  через разнообразные формы и методы:

Мероприятия

Содержание работы

Семейные посиделки

Помочь детям и родителям получше узнать друг друга. Взглянуть родителям  на себя и своих детей другими глазами.

Семейная викторина

Расширить знания детей о семье, формировать представления о семейных традициях, обычаях, устоях, праздниках.

Коллаж «Вечера в моей семье»

Помочь детям и родителям сплотиться, сформировать позитивное отношение к совместному досугу.

Конкурс «Лучший хозяин», «Заботливая хозяйка».

Формировать позитивное отношение к семейным обязанностям, развивать стремление к созданию уюта в доме, прививать навыки ведения домашнего хозяйства.

Сценки-инсценировки «Непредвиденные ситуации в семье»

Обучать правильному взаимопониманию в семье.

Создание «Семейного древа»

Вызвать  у детей желание изучать свою родословную, воспитывать чувства гордости за членов своей семьи.

Ролевые игры.

Формировать у детей умения взаимодействовать в семье, осознавать значимость своей семейной роли (сына- дочери, брата-сестры и т.д.)

Приложение 3

Формы и содержание работы с родителями

Направления деятельности

Содержание работы

Диагностика и анализ

Сбор и обобщение информации о детях и их семьях путём изучения демографической ситуации в ДОУ

Методическая работа

Формирование банка данных на основе социальных паспортов групп ДОУ (приложение 3 «Социальный паспорт семьи»).
Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются дошкольники.

Профилактическая работа.


Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".

Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия ДОУ с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций.

Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” консультация для родителей

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.Л.Н.ТолстойПатриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близ...

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

В статье раскрываются основные особенности оптимальных детско-родительских взаимоотношений....

Проект "Счастлив тот - кто счастлив у себя дома"

                         Проект «Счастлив тот – кто счастлив у себя дома » разработан в соответствии с ФГОС ДО.  Семья и до...

Родительское собрание на тему: "Счастлив тот, кто счастлив в у себя дома".

Детский сад является вторым домом для ребенка, поэтому наша с вами общая цель направлена на создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития наших малышей.  Ценность семьи...

Проект: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Актуальность проекта:Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и семейных традиций. Семья – важнейший институт воспитания нравственных качеств ребенка. Т...

Конспект родительской встречи во второй младшей группе на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Конспект родительской встречи во второй младшей группе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Цель мероприятия: содействовать сплочению коллектива родителей, привлечение родителей к обмену опытом по...