Социально-бытовая ориентировка в режимных моментах ДОУ у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Тема: «Отбор методов и приемов формирования социально-бытовой ориентировки в режимных момента, действий самообслуживания у детей с ОВЗ, наиболее специфичных для каждой из нозологий нарушений развития»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Отбор методов и приемов формирования социально-бытовой ориентировки в режимных момента, действий самообслуживания у детей с ОВЗ, наиболее специфичных для каждой из нозологий нарушений развития»

МАОУ детский сад №210 «Ладушки» г.Тольятти

Подготовила: Дубровина Наталья Михайловна.

№п/п

Диагноз ребенка ОВЗ, указанный в ПМПК

Режимный момент

Методы или приемы по формированию социально-бытовой ориентировки в режимных моментах.

Примечание

Кто помогал воспитателю, какие затруднения возникли в процессе адаптации

1.

ЗПР

Прием пищи

За 30 мин до еды спокойные игры и занятия

Фиксацию в речи взрослого начала, середины и окончания режимного момента

Педагог с Полиной,  говорит медленнее, ставит вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы ребенок мог осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить ее с ответом, а наоборот, дать 1-2 минуты на обдумывание.

Приглашаем ее мыть руки среди первых детей, они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.

 Используем естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., соблюдение очередности при мытье рук)

практически-действенные методы - приучение, упражнение,  рука в руке (воспитатель вместе моет руки Полины), поощрение.

За столом воспитываем умение правильно держать ложку перекладывая в руку и пальцы правильно

Для Полины характерно преобладание игровых интересов, незрелость эмоциональной сферы,  затруднение социальной адаптации, что способствует формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Дети отталкивают ее от раковины.

Процессы торможения затрудняют формирование связей между анализаторами в общей и  мелкой моторике, что служит одной из причин того, что Полина с трудом овладевает навыками мытья пальцев рук. За столом долго сидит, неправильно держит ложку, если ест, то медленно

Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений,

становления жизненно важных функций.

Помогает инструктор по физической культуре с нужными упражнениями на развитие общей и мелкой моторики.

.

2.

НОДА

Дисплазия тазобедренных суставов

Дневной сон

Обеспечен беспрепятственный доступ в спальное помещение, пребывание в нем

Обращать внимание на соблюдение  ребенком ортопедического режима по группе и до кровати

(ортопедическая обувь снимается перед кроватью)

По пути из группы в спальную на полу используется тренажерная дорожка на развитие общей моторики, позволяющая отработать навыки движений ног (наступить на изображение следов ног)

Деревянные двери спальной зафиксированны в открытом состоянии,

на дверях ставятся приспособления, не позволяющие защемить руку ребенка

Сон без подушки

 

Ребенок с трудным засыпанием и чутким сном укладывается первым и поднимается последним

проветренное помещение спальной комнаты; спокойная деятельность перед сном; отсутствие посторонних шумов; минимум одежды на ребенке; спокойное поглаживание.

Артем в силу своего диагноза устает и жалуется на ноги. Ортопедические сандалии ему неудобно носить, может сам снять. Мальчик малоподвижный. Родители просили наблюдать, не разрешать снимать ортопедические сандалии. В группе Артему помогает зона для релаксации с мягкими матами, специальными игрушками. Помогает инструктор по физической культуре с упражнениями со специальными техническими средствами (укладки, манипуляторы, утяжелители)

 

3.

Нарушение зрения (косоглазие)

Утренний прием

Педагог, встречая Фатиму с родителем в раздевалке,  говорит медленнее, ставит вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы ребенок мог осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1-2 минуты на обдумывание

В шкафчике ребенка на двери внутри индивидуальные алгоритмы последовательности одевания-раздевания, схема хранения одежды на полках

Шкафчик находится ближе (первый /последний) ко входу в группу в стороне от проходов

Заходить в группу ребенку помогают визуальные ориентиры: на стеклянных элементах маркировка - зеленые круги

Деревянные двери зафиксированны в открытом состоянии

Предложить ребенку место для игры наиболее освещенное, а  для настольных и д/и использовать зеленый фон

Можно поиграть в осязательное лото закрытыми глазами

В целях ограничения зрительного утомления проводится зрительные гимнастики по показу педагога или по размещенным на уровне головы и глаз ребенка на стенах группы специальным зрительным/осязательным тренажерам.

В процессе адаптации помогал педагог-психолог. Возникли затруднения в переодевании: утром за ребенка все делали родители и Фатима в течение дня долго выполняла режимные моменты с переодеванием на зарядку, прогулку, занятия. Не хотела сама, плакала, так как плохо получалось.

Воспитатели и психолог провели беседу о развитии самостоятельности у ребенка. Фатиме были показаны и объяснены на внутренней стороне двери в шкафчике картинки-алгоритмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Режимный момент по обучению детей татарскому языку. Средняя группа.

Данный материал можно использовать в группе воспитателям для закрепления пройденных на занятии татарского языка слов.Режимный момент занимает примерно 15 минут....

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Советы воспитателям, работающим с детьми раннего возраста....

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Прав...

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Консультация "Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста"...

Отбор методов и приёмов формирования социально-бытовой ориентировки в режимных моментах, действий самообслуживания у детей с ОВЗ

В помощь воспитателям, которые работают с детьми ОВЗ. Отбор методов и приёмов формирования социально-бытовой ориентировки в режимных моментах, действий самообслуживания у детей с ОВЗ, наиболее сп...