Семейная гостиная "Формирование самостоятельности у детей раннего возраста".
материал
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная
«Формирование самостоятельности у детей раннего возраста»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы с вами немного поиграем и для начала мне хочется процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Итак, поговорим о воспитании.
Тема нашей деловой игры: «Я сам!» — формирование у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».
Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами «1» или «2», разбиваются на две команды.
Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
- принимать активное участие в игре;
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
Итак, начинаем нашу игру.
1 этап: «Название команды». Время 3 минуты.
Вам нужно придумать название команды, девиз, выбрать капитанов.
(Звучит легкая музыка). (маркеры и бумага)
2 этап: «Разминка». Время 3 минуты.
А теперь подумайте и назовите детские литературные произведения, которые будут полезны при воспитании у детей такого качества как самостоятельность. Молодцы!
Итак, в чём же заключается формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста?
Конечно в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети
активны. Очень часто, особенно в 2-3 года, они стремятся выполнять
различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их
в этом.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за
ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы,
которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении
навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”,
удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред
своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и
бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли
не до школы.
Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки
самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте двух- трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он
может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются.
Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на
куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в
самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно
умеют.
Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.
Дети – элементарным навыкам самообслуживания.
Мы – последовательности, методичности и терпению.
А терпения как раз порой и не хватает…
4 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.
1 шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? (если «да», то в чем?)
2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
5 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор ситуаций:
1 ситуация:
«Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Примерные вопросы:
- Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
- Как вы думаете, почему она так поступила?
- Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
- Что Ваш ребенок делает сам?
2 ситуация:
«Алеше три года, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность
Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.
Уважаемые родители, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.
7 этап: «Синквейн»
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).
Самостоятельность.
Ранняя, полная.
Определяет, даёт возможность, реализовывается.
Одно из лучших качеств человека.
Независимость.
Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.
Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги. Мы благодарим вас за совместную работу.
Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь
нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.
Надеемся, что сегодня вы поняли, что формировать навыки самообслуживания надо вовремя и конечно, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по организации самостоятельной деятельности, детей раннего возраста, в уголке творчества.
Как привлечь детей к работе с пластилином? Как организовать их самостоятельную деятельность в этом направлении? Всё довольно просто, если приложить немного усилий и фантазии!...
Консультация для родителей группы раннего возраста: "Самостоятельная деятельность детей раннего возраста".
Самостоятельная деятельность детей раннего возраста....
"Содержание работы по развитию движений в процессе самостоятельной деятельности детей раннего возраста"
Двигательная деятельность, дети раннего возраста....
"Надо ли развивать самостоятельность у детей раннего возраста?"
Консультация для родителей детей раннего возраста....
статья "Организация игровой самостоятельной деятельности детей раннего возраста"
«… Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь».К.Д. Ушинский Игровая самост...
«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста
Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...