"Надо ли развивать самостоятельность у детей раннего возраста?"
статья (младшая группа)

Соколова Надежда Михайловна

Консультация для родителей детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надо ли развивать самостоятельность у детей раннего возраста?

- Давай будем одеваться…

- Я сама! Я сама!

- Пойдём, будем умываться…

- Я сама! Я сама!

- Ну идём хоть причешу я…

- Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю я…

- Я сама! Я сама!

Стихотворение «Я сама» И. Муравейка.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

   Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.

   Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

   Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

  Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Самостоятельность малыша – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.

       

    Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша». 

В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.

Опека и контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.

Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.

Запретов и ограничений для малыша не должно быть много.

Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).

Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).

Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.

Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, за это поощряйте, и хвалите малыша.

Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

                      Воспитатель группы 11 Соколова Надежда Михайловна.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать самостоятельность у детей

консультация для родителей...

Советы родителям "Как развивать самостоятельность у детей"

"Человек не может быть свободным,если он не самостоятелен"- М.Монтессори.Это конкрктные короткие советы родителям,которые хотят видеть своих детей самостоятельными.Формировать эту самостоятельность ну...

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность у детей»

Консультация для родителей «Как развивать самостоятельность у детей»...

Как развивать самостоятельность у детей раннего дошкольного возраста

Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!”Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интерес...

"Нельзя" и "Надо". Как развивать и воспитывать детей раннего дошкольного возраста.

На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребёнка играют родители. Благодаря частому эмоциональному общению с ребёнком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помо...