"Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение"
статья

Жданова Ирина Михайловна

Материал для ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podderzhka_spontannoy_igry.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Жданова И.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №74 Кировского района

Санкт-Петербурга

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение

(из опыта работы воспитателя)

      Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

      Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.                                                                                                                  

      Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведёт к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.

Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.                                                

      Спонтанная игра - это уникальная деятельность ребёнка, мотив которой лежит в ней самой. Суть игры - в процессе, в этом заключается её развивающее значение. Играя, дети не стремятся к точному копированию действительности, они вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий.

      Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её, добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.

Спонтанная игра эффективна в обучении ребёнка:                                                  

- Если взрослый хочет, чтобы ребёнок хорошо развивался, он не должен ограничивать его во времени;                                                                                      

- Периодически предоставляя ребёнку новые игрушки, игры - можно подготовить ребёнка к школе.

      Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.                                                       Игра - это форма проявления инициативности и самостоятельности детей. Игра - это проба, спонтанное, активное апробирование себя и предмета игры. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Не надо учить и воспитывать детей, а надо жить вместе с ними интересной, содержательной жизнью.

      Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, на разные жизненные ситуации. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.

      Для того чтобы спонтанная игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-развивающую среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся.  Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект в свою очередь несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.                                                                     При организации развивающей предметно-пространственной среды руководствуемся следующими правилами:                                                                                

- предоставить детям возможность самостоятельно делать выбор своей деятельности;

- учесть возрастные, гендерные и индивидуальные особенностей детей;

- обеспечить доступность всех предметов и материала.

        Материал в группе не стоит на месте, он всё время в движении. В зависимости от угасания или возникновении интереса детей. убирается одни объекты, заменяем другими. вносим что-нибудь новое.                                                  Спонтанная игра - это прирождённая, полная радости своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой-либо внешней цели, а для собственного удовольствия.

Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение."

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ре...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155, раздел III Т...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Конспект НОД "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна...

Статья "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" (из опыта работы)

Спонтанная игра- это деятельность ребенка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие ему больше нравятся, и заканчивается, когда ребенок наиграется. Спон...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка ...

"Образовательный проект как способ поддержки спонтанной игры дошкольников"

quot;Образовательный проект как способ поддержки  спонтанной игры дошкольников"Реализация  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует поис...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение (из опыта работы воспитателя)

Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использо...