Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155, раздел III Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.5 «Условия, необходимые для создания социальной ситуации.... предлагает:

 

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на        уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со

взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его    индивидуальной   деятельности  через :

 

-   Поддержку спонтанной игры детей , её обогащения, обеспечение игрового времени и пространства...».

 

Мы заострили своё внимание на спонтанной игре и её обогащение, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется.

 

Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.

 

   Спонтанная игра эффективна в обучении ребёнка:

 

-     Если взрослый хочет, чтобы ребёнок хорошо развивался, он не должен ограничивать его во времени

 

- Периодически предоставляя ребёнку новые игрушки, игры, можно подготовить ребёнка к школе .

 

В       детском саду можно выделить несколько направлений обучающей и развивающей деятельности:

 

- Спонтанные весёлые: где дети могут играть по своему усмотрению и интересам; - игра и обучение: ситуации, в которых воспитатель спрашивает у детей,

задавая направление игры;

 

- Образовательная деятельность: организованная воспитателем с участием всех детей и по подгруппам.

 

Одним из средств  стимулирующих  самостоятельную игру детей, являются игрушки.

   Особенно  большое  значение  игрушки  имеют  на  этапах  раннего  и

 

младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.

 

 

 

По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными  назначениями.

 

Важно использовать подходящие объекты, которые используются например в больнице на приёме: шпатель, термометр, шприц и т.д.  Взрослым  важно побудить ребёнка к этой игре и обогатить её.

 

Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям.

 

     В этих играх(спонтанных) нет определённых правил и каких-либо   инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть когда захочется  или  когда  придётся.

Такие игры характерны для детей самого младшего . Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами: обсасывает, грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. которые имеют для ребёнка никакого значения.

 

Спонтанная игра - это уникальная деятельность ребёнка, мотив которой лежит в ней самой. Суть игры - в процессе, в этом заключается её развивающее значение. Играя, дети не стремятся к точному копированию действительности, они вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий.

 

 

П.Ф Лесгафт: "Вообще ребёнку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое то явление, и если его рассуждение оказались действительно верными, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других."

 

Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать и прерывать  её. Они могут наблюдать . участвовать и или помогать по просьбе детей.

 

Игра - это форма  проявления инициативности и самостоятельности  детей. Игра - это проба, спонтанное, активное апробирование себя и предмета игры. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз.

 

Не надо учить и воспитывать детей, а надо жить вместе с ними интересной, содержательной жизнью.

 

Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-развивающую среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но

 

и    развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект в свою очередь несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

 

    В своей группе мы организовали развивающую среду таким образом:

 

 

 

 

1.Предоставляем ребёнку возможность самостоятельно делать выбор своей деятельности.

2.Учитываем возрастные и гендерные особенности детей, индивидуальные.

3.Доступность всех предметов и материала.

 

Материал в нашей группе не стоит на месте, он всё время в движении. В зависимости от угасания или возникновении интереса детей. убирается одни объекты, заменяем другими. вносим что-нибудь новое.

 

Все имеющиеся в группе материалы находятся на полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

 

Таким образом:

 Спонтанная игра - это прирождённая, полная  радости  своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой либо внешней цели, а для собственного удовольствия.

 

Игра для ребёнка - это обстоятельства,  в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.