Готовность к школе
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»
Психологическое сопровождение
Что такое готовность ребенка к школе?
(Консультация для родителей)
Подготовили: педагоги-психологи МДОУ № 19
Герасимова И. Л.
Пилипчук Л. С.
Тема: Что такое готовность ребенка к школе
Цель консультации: информирование родителей о компонентах школьной готовности ребенка.
Уважаемые родители!
Подготовка к поступлению в школу один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Дети 6-7 лет переживают кризис, связанный с адаптацией к школе.
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу дети должны «научиться учиться», то есть запоминать учебный материал, решать задачи.
Самое главное для родителей будущих первоклассников быть внимательными к своему уже достаточно «взрослому» малышу, слушать его и слышать.
- Упр. «Как мы слушаем?»
1. Укажите в каком из слов «портной», «подвал», «труба», «запал», «антракт» есть буква «д»?
2. Допустим, вам дали такое указание: «Пойдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола лежит статья «Правительство и детские сады». Принесите ее мне». Из правого или левого ящика стола попросили вас достать статью? В какую комнату вас попросили зайти – 235, 325 или 225?
3. В перечне слов «рот», «кот», «мот», «год», «крот» вторым стоит слово «мот». Правильно?
4. Таня попросила мужа купить мясо, масло, мыло и спички. Он купил масло, сало, спички и мясо. Что он забыл купить? (Обсуждение: на сколько вопросов вы смогли ответить? Почему? И т. п.)
Что такое подготовка ребёнка к школе?
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда, а теперь стала актуальной и для вас.
На сегодняшний день общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально - волевая.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Доказано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает также формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень развития речи.
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возраста развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому мышления и речь процессы практически не разделимые.
К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Таким образом, подготовка к школе - это не только обучение ребенка чтению и счету, покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей. Ухаживая за ними, они хотят, чтобы дети не болели. Но психический и умственный процесс развития ребенка немало важный аспект подготовки его к школе.
Наряду с заботой о здоровье физическом, родители, возьмите на себя ответственность за психическое и умственное развитие своего ребенка. Желательно, чтобы вы занимались с ним каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятиях с детьми не количество часов, а их, регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребенок.
Однако нужно помнить, что интеллект не определяется количеством знаний, интеллект - это способность мыслить. Мышление ребенка развивается во время повседневной деятельности и в процессе игры. Чем разнообразнее, насыщеннее, интереснее представлены игры и окружающая среда, тем успешнее будут развиваться интеллектуальные способности у ребенка. И если самим родителям не позаботиться об интеллектуальном развитии своего ребёнка, то этот пробел не восполнит никакой детский сад и никакая школа.
Для этого лучше всего использовать развивающие игры
Упражнение «Логические задачи»
Цель: развитие мышления.
- Винни-Пух, Тигр и Пятачок вырезали 3 флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни – Пух не красный и не синий. Какого цвета флажок вырезал каждый?
- На столе лежат четыре яблока. Одно разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе?
Упражнение «Угадай, что внутри»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики.
Необходимо два одинаковых непрозрачных мешочка и по 10 – 15 пар мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Играют двое. Ведущий называет предметы, а игроки должны быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой – кто быстрее.
Упражнение «Не перепутай»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
При слове «нос» - дотронутся до носа, «лоб» - до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок).
Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.
«Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым)? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые приведены в настоящих рекомендациях. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей ребенок окажется так же беспомощен, как раньше.
Все занятия должны проходить в увлекательной форме без нудных нравоучений, а тем более без подзатыльников и шлепков. Игра, азарт, интерес -основные движущие силы в процессе занятий и упражнений. Если ребенок проявляет нежелание участвовать в процессе — значит, вы не смогли его увлечь, зажечь. Значит, вам нужно пересмотреть свое отношение к процессу обучения и развития и попробовать изменить форму занятий и сами задания, дополнив их увлекательными элементами игры.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....