Игры и упражнения с массажными мячиками на развитие мелкой моторики рук
консультация (старшая группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры и упражнения с массажными мячиками

на  развитие мелкой моторики рук»

           Ребенок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать этот интерес и способствуют постоянному развитию ребенка, то необходимо предлагать детям различные игрушки. Работа по развитию мелкой моторики начинается с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно массировать стопы и пальчики рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

           Игра — является ведущим видом деятельности в обучении и воспитании детей. Игровые формы работы дают поле для использования разнообразного оборудования, в том числе и нестандартного (массажные мячи).

           Высказывание В. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» раскрывает следующее, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

           В настоящее время темпы развития речи у детей катастрофически снижаются. Несмотря на то, что в магазинах можно приобрести различные развивающие игрушки и посредством интернета включить ребенка в компьютерные игры, развитие мелкой моторики остается не на высоком уровне. Именно поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо включать комплексы пальчиковой гимнастики.

           Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

           Особый интерес у детей вызывает  массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча. Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.

            Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным.

           Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

 

1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

            Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон. 

Можно использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука; подбирать их по цвету; вводить с их использованием элементы самомассажа.

 

Упражнения:

  • сжимание мячика
  • обхват пальцами
  • прокатывание
  • прокатывание  между пальцами
  • разминание между ладонями

           Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

«Разноцветные шары»

прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

«Дождик»

прокатывание шариков

«Парашютисты»

прокатывание шариков с пропеванием гласных

«Плывет, едет, скачет»

прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

 «Время года»

закрепление лексики по теме «Календарь»

«Перевертыши»

прокатывание шариков с чтением слов

«Угощение»

использование съемных картинок

«Путешествие колобка»

закрепление навыков пространственной ориентировки

 

2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

  • используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
  • применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
  • рисование мячом фигур на полу 

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

«Повторяем дружно звук»

 услышишь звук А, стукни мячом об пол

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

 услышишь звук А, подбрось мяч вверх

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

развитие длительного речевого выдоха

«Разноцветные мячики»

дифференциация гласных и согласных – назови слово

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

«Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных» …

«Животные и их детеныши»

«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»

«Бывает – не бывает»

«Кто кем был»

           Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Между тем логопедам хорошо известно, что  мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку  игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений.  Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.   Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

    Все это является необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и игры с массажным мячом для развития мелкой моторики рук (младшая группа)

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже ...

Игры и упражнения с солёным тестом, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей.

Игры и упражнения с солёным тестом, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей. Этот методический материал будет полезен, как педагогам детского сада, так и родителям детей с плохо развитой м...

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей "Змейка" "Самолет" "Черепаха"

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей Змейка Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову...

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с пом...

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формир...

Игры и упражнения с массажными мячиками

Одним из способов развития мелкой моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками....