Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей "Змейка" "Самолет" "Черепаха"
материал (младшая группа) на тему

Терикова Нурият Биярслановна

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто,стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи.Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде­лить источник («Кто оставил этот след?»).«Следы»различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуго­виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады­вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи.Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок.На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его.Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

Игры с бусами.

Бусотерапия или волшебные игры Феи Бусинки (игры с бусами: горка, дорожка, куча-мала, улитка, цветок, птичка, «сочиняем сказку»)

«Умные бусы» - счет, геометрические фигуры, сложение и вычитание, буквы.

Нанизывание бус на нитку, нанизывание в определенном порядке – по форме, по цвету, по величине.

Игры с тактильными дощечками: "Найди непохожие дощечки», «Разложи дощечки по «сюжету», составление рассказов с опорой на «тактильные дощечки», составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь, составление рассказов о себе.

Тактильное лото, тактильные ладошки.

Игры с пуговицами: «Забавная змейка» (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание пуговиц в ряд, с определенной закономерностью, «башенки» из пуговиц)

«Пуговичное ожерелье» - изучаем цвета, учимся считать, большие-маленькие.

Картинки из пуговиц.

Логические задачки – выкладывание пуговиц в определенной последовательности (большие-маленькие, большие-маленькие; красная-синяя, красная-синяя; 1 красная – 2 желтых, 1 красная- 2 желтых и т.д.)

Три цветочка (маленькие – из маленьких пуговиц, средние – из средних, большие - из больших)

«Посели пуговицы в домик» - домики разных цветов, вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

Пуговичные узоры, картинки.

Игры с прищепками

Наряжаем елку

Предложить ребенку стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны  «Вешаем» прищепки – украшаем елку.

Веселые человечки

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

Бусы

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание - чередовать прищепки по цвету.

Салочки

Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию  подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.

Наш отличный ряд

Взять картонные полоски и научить детей прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом развиваются у детей чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

Игры с цифрами

Учим детей соотносить цифру с количеством. Берем одинаковые полоски и предлагаем детям прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто,стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи.Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»).«Следы»различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи.Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок.На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его.Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

Игры с бусами.

Бусотерапия или волшебные игры Феи Бусинки (игры с бусами: горка, дорожка, куча-мала, улитка, цветок, птичка, «сочиняем сказку»)

«Умные бусы» - счет, геометрические фигуры, сложение и вычитание, буквы.

Нанизывание бус на нитку, нанизывание в определенном порядке – по форме, по цвету, по величине.

Игры с тактильными дощечками: "Найди непохожие дощечки», «Разложи дощечки по «сюжету», составление рассказов с опорой на «тактильные дощечки», составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь, составление рассказов о себе.

Тактильное лото, тактильные ладошки.

Игры с пуговицами: «Забавная змейка» (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание пуговиц в ряд, с определенной закономерностью, «башенки» из пуговиц)

«Пуговичное ожерелье» - изучаем цвета, учимся считать, большие-маленькие.

Картинки из пуговиц.

Логические задачки – выкладывание пуговиц в определенной последовательности (большие-маленькие, большие-маленькие; красная-синяя, красная-синяя; 1 красная – 2 желтых, 1 красная- 2 желтых и т.д.)

Три цветочка (маленькие – из маленьких пуговиц, средние – из средних, большие - из больших)

«Посели пуговицы в домик» - домики разных цветов, вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

Пуговичные узоры, картинки.

Игры с прищепками

Наряжаем елку

Предложить ребенку стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку.

Веселые человечки

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

Бусы

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание - чередовать прищепки по цвету.

Салочки

Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.

Наш отличный ряд

Взять картонные полоски и научить детей прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом развиваются у детей чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

Игры с цифрами

Учим детей соотносить цифру с количеством. Берем одинаковые полоски и предлагаем детям прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения с пластилином, способствующие развитию мелкой моторики детей

Сборник игр и упражнений с пластилином для развития мелкой моторики детей....

Игры и упражнения с солёным тестом, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей.

Игры и упражнения с солёным тестом, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей. Этот методический материал будет полезен, как педагогам детского сада, так и родителям детей с плохо развитой м...

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с пом...

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторики Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формир...