Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Раскрыты критерии готовности к школьному обучению предъявляемые к усвоению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе" | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание для будущих первоклассников
«Речевая готовность к школе»
1-2 слайд
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Считая месяцы, оставшиеся до сентября, вы родители испытываете большую тревогу. Существенное место среди этих волнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма и конечно же счета. Одно из наиболее распространенных родительских заблуждений состоит в том, что ребенок, который может быстро произносить названия всех цифр от 1 до 100, читать слова и предложения на первых страницах букваря, писать печатными буквами и рассказывать по картинке, готов к школе. В том, насколько обманчиво и опасно это широко распространенное мнение, родители убеждаются очень скоро.
3 слайд.
Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребенок в области речевого развития при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
4 слайд
1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
К сожалению, не все осознают, ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками. Всё это ещё более осложняет процесс обучения.
Коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь своих детей, когда до школы есть время, и при необходимости обратиться за помощью к логопеду. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит. В итоге неизбежны ошибки не только при чтении, но и при письме.
5 слайд
2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
- умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
Например: А – Аня, аист, астра; О – осы, Оля, окна; И – Ира, ива, ил; У – улица, уши, Уля;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове (С – сад, фокус, лиса; К – кошка, окно, мак) и т.д.
- определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
- Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?
- Какой звук ты слышишь после звука с? и т. д
- фонематический синтез: составлять слова из звуков:
[с],[а],[д]; [д],[о],[м]; [р],[у],[к],[а]; [п],[о],[ч],[к],[а]
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
6 слайд
3. Сформировавшаяся правильная слоговая структура.
7 слайд
4. Сформировавшийся словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные), должен использовать в речи антонимы, синонимы, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
8 слайд.
5. Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая (лента), голубой (шарф); образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»
9 слайд.
6. Сформированность связной речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; - работать с деформированным предложением (Дети, горку, из, сделали, снега), самостоятельно находить ошибки и устранять их (Собака вышла в будку);
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание.
Составлять самостоятельно рассказ-описание.
10 слайд.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Родительское собрание на тему «Мотивационная готовность к школе»
«Мотивационная готовность к школе»...
Конспект родительского собрания на тему: «Психологическая готовность к школе».
Цель:познакомить родителей с понятием «готовность к школе» Задачи:Формировать активную педагогическую позицию родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими зна...
Родительское собрание на тему : «Речевая готовность к школе.
Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. В саду они были самые...
Выступление на родительском собрании Тема: «Раскрытие компонентов готовности к школе». 13.09.2022
родительское собрание в подготовительной группе...
Родительское собрание "Что такое психологическая готовность к школе"
Родительское собрание "Что такое психологическая готовность к школе"...