Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Тимонина Юлия Евгеньевна

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:

  • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
  • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
  • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе - правильнее развивать познавательную активность будущего ученика.

Тест для родителей «Готовы ли вы отдать ребенка в школу»

Предлагаю родителям выполнить задание у кого на стульях лежали полоски цветной бумаги: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. У кого в руках цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор. «Ваш ребенок идет в первый класс. Ваши ощущения?»

• черная полоска - сильное беспокойство;

• синяя полоска - умеренное беспокойство;

• красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.)

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

(Высказывания родителей.)

Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.

Готовность к школьному обучению

Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.

Физическая готовность

  • физиологическая зрелость
  • физическая подготовка
  • хорошее здоровье
  • координация движений
  • готовность организма ребенка к учебным нагрузкам

Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.

Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками. Так же это первоначальные навыки счета, чтения и письма.

Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).

  • Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться.

Это условие является одним из самых важных и значимых.

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
  2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).
  3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему.
  • Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

  • Эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).

К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

Умение регулировать свое поведение и эмоции.

У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

 Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать. Когда такой ребенок идёт в школу, нередко в его сознании происходит внутриличностный конфликт. Он начинает сравнивать себя с другими детьми и понимать, что его успехи не только ничем не отличаются от достижений одноклассников, но и могут быть значительно хуже. «Но как же так может быть? Ведь я же самый-самый?» – никак не укладывается у него в голове. На этом этапе зачастую завышенная самооценка и спадает до адекватного уровня.

  • Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.

Процесс восприятия помогает объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ.

Процесс внимания - это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Память (зрительная и слуховая) – это способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. (разновидность творческого воображения - фантазия)

Мышление – высший этап обработки информации ребенком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Подытожив результаты 1 этапа диагностики школьной готовности можно сделать вывод, что нам есть к чему стремиться в предстоящем учебном году. Особое внимание следует уделить развитию мышления, внимания, памяти и мотивации к учебной деятельности.

Упражнение "Микрофон" – играют те родители, у кого на стульях лежали сердечки.

Участникам предлагается закончить предложение: "Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я ..."

Психолог. Спасибо за активное участие и сотрудничество! Надеюсь, эта встреча была полезной для всех! И помните: "Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Готовность ребёнка к обучению в школе».

Родительское собрание в подготовительной группе.«Готовность ребёнка к обучению в школе»...

Конспект родительского собрания на тему: «Психологическая готовность к школе».

Цель:познакомить родителей с понятием «готовность к школе» Задачи:Формировать  активную педагогическую  позицию родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими зна...

Родительское собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Родительское собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»...

Презентация для родительского собрания в подготовительной группе "Готовность детей к школе"

Презентация знакомит родителей с основными критериями готовности детей к обучению в школе....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовность речи ребенка к школе»...