Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе и ее компоненты».
консультация (подготовительная группа) на тему

     Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, который является ответственным и для ребенка, и для его родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 17 «Здоровячок»

                                       

                     

Родительское собрание в подготовительной группе

«Психологическая готовность к школе и ее компоненты».

                                                             

                                     

                                                                                 Подготовила:

                                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                                   Бабич Я. А.

     Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, который является ответственным и для ребенка, и для его родителей (для родителей это своеобразный экзамен).

     Можно понять гордость тех родителей, чей ребенок уверенно шагнул в школьную жизнь, начал добиваться первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, чьи дети стали отставать в учебе, не справляться с новыми требованиями, теряют интерес к школе.

     Любого родителя волнует вопрос:

Хорошо ли мой ребенок подготовлен к школьному обучению, развиты ли у него необходимые для успешного учения качества?

     Поэтому важно заранее знать и точно представлять, что потребует от ребенка школа?

Беседа с родителями: Как Вы считаете, какой ребенок считается подготовленным к школе?

Опрос учителей: В чем проявляется неподготовленность к школе.

- Не подготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться общий ритм работы класса;

- Слабо развита речь и умственные способности;

- Не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделить главное, у него нет привычки к элементарному контролю над собой;

- Малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

     Таким образом, в этих высказываниях обнаруживается целый спектр признаков неготовности к школе. Они касаются недостатков развития эмоционально - волевой, интеллектуальной, личностной сфер. Психологическая неготовность создает проблемы не только родителям, учителям, врачам, но и самому ребенку.

     В некоторых семьях устраиваются самые настоящие мини-школы, в которых родители пытаются научить детей читать, писать, решать задачи. Логика рассуждений здесь проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Конечно, хорошо, если до школы ребенок  умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3— 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету — важная, но не главная часть в развитии ребенка.

Следует помнить, что под "готовностью к школе" понимаются (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения  в школе.

не отдельные знания и умения, а их определенный набор.

     В общей школьной готовности выделяют 3 компонента:

1) физиологический;

2) педагогический;

3) психологический.

     И именно психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать школьные ЗУНы.

     Что она в себя включает?

1. Мотивационная готовность.

  • Понимание  необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.

  • Эмоционально – благополучное отношение к школе.

     На эту составляющую родители обращают мало внимания, не считая ее важной. У ребенка должно быть желание идти в школу, желание познавать новое, интерес к школе - на языке психологии - мотивация к обучению.

Большинство родителей ответят, что их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Но здесь важен такой момент. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу, обосновывая это нежелание по-разному, трудно учиться; в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.

      Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно.

      При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

      Поэтому важно сформировать у ребенка внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе

  • Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
  • Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
    В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
  • Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

     Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

      Детей должна привлекать возможность получать новые знания, следовательно должны быть развиты познавательные интересы (любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов). Они формируются в течении длительного времени.

Признаки познавательной активности

  • Ребенок занимается умственной деятельностью.
  • Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
  • Просит почитать книги, дослушивает до конца.
  • Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
  •  Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
  • Дожидается ответа на поставленный вопрос.

     Если мотивационная готовность не сформирована, родители могут столкнуться со стойким нежеланием  идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью.

     Заметить эти признаки можно заранее. В этом случае ребенок инфантилен, живет по принципу "хочу", игнорируя слово "надо", негативно относится к умственной работе, не любит чтение.

      Нежелание идти в школу может объясняться как социальными страхами (Страх ошибки на уроке, страх насмешки сверстников, страх наказания и утраты расположения взрослых), так и скрытым страхом перед школой, который может передаваться как от родителей (тревожность), так и от старших детей (братьев, сестер), если у них учеба связана с трудностями.

2. Интеллектуальная готовность.

     Многие родители считают основой ее обучение навыкам письма, счета, чтения. Но решающее значение в готовности к усвоению шк. программы имеют не сами ЗУНы, а развитие познавательных процессов.

- сформированность внимания, восприятия

- развитая память

- сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т. д.

- развитая фразовая речь с большим запасом слов

- наличие кругозора, запаса конкретных знаний

(к 6-7 годам ребенок должен знать: свой адрес, город, страна, И. О. родителей, где работают, времена года, их последовательность, основные признаки, месяцы, дни недели, ориентироваться в пространстве, во времени, различать домашних и диких животных, овощи, фрукты и т. д.

Проведена диагностика.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.        

Память — способность производить, запоминать, что очень важно для обучения в    школе. Для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

      Многие родители переживают, что у их ребенка  «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без   запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух — почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица)  необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу                                                        ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться                                                                   на необходимой, но  не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

     Пространственная ориентация — способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление — умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.

3. Волевая готовность.

     Ситуация.

     Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу до звонка, выполнять правила на уроке. Первоклассники сталкиваются со сложностями, с необходимостью делать выбор между "хочу" и "надо", "интересно" и "неинтересно".

     И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинил им свои действия, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение, а так же.

  • Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований.
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность предполагает:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением.
  • Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
  • Стремление преодолевать трудности.
  • Стремление к достижению результата своей деятельности.

     Что нужно делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность?

- Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав ее своей (стимул);

- Направлять, помогать в достижении цели, оказывать помощь только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сам и просит о помощи взрослых;

- Приучать не пасовать перед трудностями, верить в свои силы (задавать положительную программу... примеры);

- Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т. д.

Примеры игр на произвольность.

4. Коммуникативная готовность.

     Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

  • играть и общаться с другими ребятами;
  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам (уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других).
  • общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
  • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Конфликты со сверстниками могут быть источниками серьезных переживаний ребенка, что отражается и на самой учебе.

     Обратите внимание на проблемы ребенка в этом плане (застенчивые дети, агрессивные дети).

Готовы ли родители к школе?

  • Жертвовать своим личным временем  и некоторыми привычками.
  •  Сдерживать свои эмоции.
  •  Не кричать, не унижать и не обижать.
  •  Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  •  Не наказывать ребенка без причины.
  •  Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
  •  Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

                                                                         Приложение

 

              Тест "Познавательные потребности".

                                                                                              баллы

1. Как часто Ваш ребенок                       часто                       5

    занимается какой-нибудь                    иногда                    3              

    умственной работой?                           редко                      1

2. Что предпочтет Ваш ребенок,            захочет сам      

     если задан вопрос на сообра-            найти ответ             5

     зительность?                                       когда как                 3

                                                                   получить ответ

                                                                   от взрослых            1

3. Любит ли ребенок читать                   постоянно               5

    (слушать, когда ему читают)?            иногда                     3

                                                                   редко                       1

4. Насколько интересны для                   оч. интересны        5

    ребенка умственные занятия?            когда как                 3

                                                                   не интересны         1

5. Часто ли ребенок задает                      часто                       5

     вопросы?                                               иногда                    3

                                                                    редко                      1

17-25  - потребность выражена сильно

12-16  - средне

< 12    - слабо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая г отовность к школе Бабич Янина Анатольевна педагог-психолог МБДОУ д/с № 17

Слайд 2

Ребенок не может сосредоточиться на занятии, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы группы (класса); Слабо развита речь и умственные способности; Не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделить главное, у него нет привычки к элементарному контролю над собой; Малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию. В чем проявляется неподготовленность к школе

Слайд 3

«Психологическая готовность к школе» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Слайд 4

Готовность к школе включает в себя 3 компонента: Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, готовность организма ребенка к учебным нагрузкам, моторика рук, движения, возраст Педагогическая готовность Чтение, счет, учебные умения

Слайд 5

Мотивационная готовность Включает сформированность: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально – благополучное отношение к школе. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Слайд 6

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Мотивационная готовность

Слайд 7

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. « Социальная позиция школьника »

Слайд 8

Мотивационная готовность - это Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

Слайд 9

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 10

Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 11

Интеллектуальная готовность - это Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

Слайд 12

Память — способность производить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным. Характеристика психических процессов

Слайд 13

Слух — почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки.

Слайд 14

Внимание — способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

Слайд 15

Пространственная ориентация — способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Мышление — умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Слайд 16

Волевая готовность означает умение сдерживать и контролировать поведение, а так же: Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Слайд 17

Эмоционально-волевая готовность предполагает: Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 18

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 19

Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Материал для родительского собрания в подготовительной группе. Психологическая готовность ребенка к школе.

Презентация и текст выступления педагога-психолога на родельском собрании по теме: "Психологическая готовность ребенка к школе"....

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА  РОДИТЕЛЬСКОМ  СОБРАНИИв подготовительной группе«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ»...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Презентация к выступлению педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....