Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»
Речь -форма общения (коммуникации) людей посредством языка.
Язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения. Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами. К средствам развития речи относятся:
обучение в процессе общения;
культурная языковая среда;
художественная литература;
разнообразные виды искусства. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании развития межличностных отношений.
База для последующего развития красивой, правильной, выразительной речи закладывается ещё у дошкольников. Это объяснятся тем, что в таком возрасте формируются многие психические функции. Если ребёнок пропустил этап становления речи в дошкольном возрасте или у него по какой-то причине отсутствовало речевое общение – этот пробел восстановить не удастся. Поэтому, на главный план выходит – развитие речи. Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям: применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;
во время специально организованного обучения.
Детский сад – время роста возможностей малыша. Речь ребенка под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. В группе раннего возраста инициативность речи ребенка, частота и содержательность возникают в игре со сверстниками и взрослым, и развитие речи такого возраста характеризуется быстрым запоминанием новых слов, подражанием взрослому, достаточным уровнем понимания речи.
Развитие речи. Цель - научить ребенка правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- воспитывать звуковую культуру;
- знакомить с художественной литературой;
- развивать связную речь.
Осуществляя руководство развитием речи, педагог использует методы и приемы развития речи.
Выделяют три группы методов
- наглядные,
- словесные,
- практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,
рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для
закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:
- словесные,
- наглядные
- игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные картины, дидактический материал помощник номер один в организации качественных занятий. К таким пособиям можно отнести и лэпбук.
Лэпбук это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Более всего это тематическая папка.
Лэпбук является современным средством, которым пользоваться стали совершенно недавно и не все даже слышали о нем. Это интерактивное пособие, переоценить возможности которого, просто невозможно.Каждый лэпбук уникален. Кроме того, что при рассматривании этого средства обучения у ребенка закрепляются знания о теме лэпбука, при игре с лэпбуком у ребенка развивается мелкая моторика рук, так как при изготовлении данного пособия не ограничивается материал для его изготовления. Лэпбук может иметь различные материалы, такие как, бумага бархатная и обычная, пуговки и блестки, ленточки, вата и другой самый разнообразный материал.
Считается, что лэпбук показан детям с 5-ти летнего возраста. Это можно оспорить, потому что выбор развивающих задач может быть разным. Дети раннего возраста очень любопытны, любое новшество захватывает их и от восторга они готовы воспринимать большой объем информации. Отличие детей младшего возраста от детей 5 –ти летнего возраста и детей более старшего возраста заключается в том, что малыши быстро утомляются.
Поэтому игра не должна быть затянувшейся.Так же игра с лэпбуком должна контролироваться воспитателем, в силу возраста ребенка и для успешного обучения теме воспитатель выстраивает игру самостоятельно.
В группе раннего возраста актуальны лэпбуки на тему животные, насекомые. Транспорт, названия предметов мебели, одежды, профессии людей. Лэпбук будет успешно тренировать запоминание геометрических фигур. Формировать умения отличать цвета, находить и отличать времена года.
При игре с лэпбуком просматриваются методы и приемы развития речи. Так как лэпбук пособие наглядное, с малышами педагог обязательно проговаривает отдельные моменты, а значит – словесный метод присутствует, а так как это игра, практический метод тоже есть. Трудно представить другое пособие, функциональность которого будет столь же велико.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде:
* информативен;
* полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
* пригоден к использованию одновременно группой ребят;
* обладает дидактическими свойствами;
* является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
* вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
* его структура и содержание доступны возрасту;
* обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук «Эти удивительные профессии» воспитывает в детях умение сопоставлять, находить лишнее и общее. Развивает память, внимание, тренирует усидчивость. Помогает формированию всесторонне развитой личности.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания. Это действительно современное средство для развития речи детей раннего возраста.
Используемая литература.
1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва . Владос 2001. 272 стр.
2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.
5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.
Интернет ресурсы:
http://lib.sportedu.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
Консультация...
Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста
Презентация работы...
Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"
Материал расчитан для педагогов раннего возраста....
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Выступление на педсовете «Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста»
В статье рассказывается о методике развития речи, раскрываются методы и приёмы, которые необходимо использовать в повседневной работе с детьми.Ключевые слова: Развитие речи дошкольников, методы и приё...
«Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"
Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает оп...