Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)
Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает опыт работы педагога по совершенствованию системы работы в процессе применения игр и упражнений на развитие речи в режимных моментах, предусмотренных программой, как средства развития речи младших дошкольников.
Ключевые слова: режимные моменты, мелкая моторика, потешки, прозрачный мольберт, кольца «Су Джок», театрализованная игра.
Важнейшим фактором для развития речи является необходимость создания благоприятной ситуации, которая помогает вызвать желание у ребенка принять участие в речевом общении. Речь - основное средство для общения с окружающим миром.
Очень важно, как можно чаще разговаривать с малышом, ведь в основе речи лежит подражание - повторение слов и фраз за взрослым. Речь все время должна окружать ребенка и для этого необходимо произносить вслух все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Во всех видах деятельности я планирую речевое развитие детей. Например, при входе в группу обращаю внимание ребенка на то, что нужно поздороваться. Утро мы начинаем с пальчиковой игры «Здравствуйте, дети!», тем самым я учу детей здороваться. Основательно подхожу к тому, чтобы моя речь была понятной, эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания я использую малые формы фольклора, литературные произведения.
Например, ознакомление с правилами поведения за столом, правилами посещения туалета, правилами поведения в спальной комнате и т.д. Это дает возможность освоить детям не только посильные самостоятельные действия, но и обогатить запас слов, путем повторения и проговаривания. А также развивается память, воображение, и естественно, разговорная речь.
Большую роль играет проговаривание действий с ребенком. Например, процесс одевания: «Идем одеваться. Сначала надеваем носки. Находи их. Одеваем штанишки.
Теперь футболку, надень правильно. Давай, наденем шорты или платье, а теперь осталось надеть обувь». После завершения процесса одевания не забываю похвалить ребенка за самостоятельность.
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления - развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Помимо этого, нужно
уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.
При развитии дыхания, а также слуха я применяю различные ленточки, бумажные самолетики, жучки, цветочки, мыльные пузыри и др. Особенно важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для достижения этой цели, я использую пальчиковые игры, гимнастику, различные шнуровки, разного вида мозаики, пазлы. Детям очень нравятся игры с крупой, занятия с песком и водой. Широко применяю в своей работе кольца и шар «Су Джок», где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам. Большим успехом у детей пользуется рисование на прозрачном мольберте, так как такое рисование не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные и волшебные. А также развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В
процессе ребенок раскрепощается, устраняет свои страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и самое важное - общительность. Огромный интерес и восторг вызывает у детей рисование на световом столе. Выполняя задания или самостоятельно рисуя, дети учатся общаться, соотносить свои действия с действиями других детей. Развивается мелкая моторика, речь.
На прогулке под текст соответствующей потешки или игры дети выполняют действия. Таким образом, у малышей развивается речь, память и появляется интерес к играм.
Я люблю петь вместе с детьми песенки и играть на различных инструментах (металлофон, дудочка и т.д.). Поем очень часто и везде. Это помогает научить детей слушать внимательно пение и игру на инструментах, учит петь без стеснения и с большим удовольствием подпевать взрослым.
Полноценное развитие речи детей невозможно без целенаправленной педагогической деятельности вне занятий. Индивидуальная работа предполагает различные игры на повторение и закрепление программного содержания: дидактические игры, подвижные игры с текстами, хороводные игры, настольно-печатные, игры-драматизации и т.д.
Она проводится в любое время и с небольшим количеством детей (2-5 человек).
Очень важно читать детям знакомые литературные произведения, а также шуточные стихи, которые сделают общение с детьми более интересным, веселым и содержательным.
Наконец, театрализованная игра! Ее значение велико, она совершенствует диалог и монолог, помогает освоить выразительную речь, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В заключение хочется отметить, насколько важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для ребенка!
Она должна быть четкой, неторопливой, доступной для понимания малыша, грамотной.
Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песни, разучивать стихи, потешки, играть, одним словом, общаться, тем быстрее он овладеет правильной речью!
Список литературы
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: пособие для работы с детьми
- 7 лет. М: Мозаика Синтез, 2016. 128 с.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера, 2005.
224 с. (Ранний возраст). - Немов Р.С. Психология 4 издание. М. Владос, 2003.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-548489-1418328870.jpg)
Статья "Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития посредством формирования предметной деятельности"
Статья предназначена для педагогов работающих с детьми ранего возраста....
Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178088-1571675308.jpg)
Статья. Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-342012-1550028753.jpg)
Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"
Материал расчитан для педагогов раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376264-1641812390.jpg)
Выступление на педсовете «Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста»
В статье рассказывается о методике развития речи, раскрываются методы и приёмы, которые необходимо использовать в повседневной работе с детьми.Ключевые слова: Развитие речи дошкольников, методы и приё...