Выступление на педсовете «Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста»
статья

Гордина Наталья Викторовна

В статье рассказывается о методике развития речи, раскрываются методы и приёмы, которые необходимо использовать в повседневной работе с детьми.

Ключевые слова: Развитие речи дошкольников, методы и приёмы развития речи, совместная деятельность педагога и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Современные подходы  к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» на тему: «Методы и приёмы развития речи».

В статье рассказывается о методике развития речи, раскрываются методы и приёмы, которые необходимо использовать в повседневной работе с детьми.

Ключевые слова: Развитие речи дошкольников, методы и приёмы развития речи, совместная деятельность педагога и детей.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

В ФГОС в разделе 2.6. говорится, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В разделе 4.6. определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [4].

        Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методика развития речи в детском саду.

Выделяется семь основных компонентов языка и речи:

1.Развитие словаря.

2.Формирование грамматической стороны речи.

3.Воспитание звуковой культуры речи.

4.Формирование разговорной (диалогической) речи.

5.Обучение рассказыванию (монологической) речи.

6.Ознакомление с художественной литературой.

7.Подготовка детей к обучению грамоте.

По дидактическим целям можно выделить следующие виды деятельности: работа по усвоению новых знаний; на повторение пройденного материала; на закрепление и развитие знаний, умений и навыков; обобщающее, итоговое по теме занятие; комплексное  (несколько дидактических целей) или интегрированное занятие.

Согласно Программе обучения в  планирование непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей по развитию речи включены разделы:

1.Словарная работа. Задачи: Организовать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и  целью высказывания. Помогать осваивать выразительные средства языка.

2. Грамматический строй речи. Задачи: Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда потому что, если, если бы).

3. Звуковая культура речи. Задачи: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

4.Связная речь. Задачи: Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Учить составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Учить сочинять короткие сказки на заданную тему.

5.Подготовка к обучению грамоте. Задачи: Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части (слоги). Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Различение звуков: гласные, согласные (твердые и мягкие), умение обозначать их фишками трех цветов. Умение называть слова с заданным звуком.

6.Приобщение к художественной литературе. Задачи: Слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, рассказы. Рассматривать иллюстрации в книгах. Читать знакомые стихи с помощью взрослого. Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

В непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого и детей применяют различные методы и приемы развития речи.

 1. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

 К непосредственным методам относятся наблюдения и их разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

 Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

2. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал). Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей требуют наглядности.

3. Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры). Они используются для решения всех речевых задач.

        Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

       Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

      Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

       Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

       Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

       Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

       Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

       Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные вопросы могут быть констатирующими (репродуктивными) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

       Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

         Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Педагогам необходимо следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу   слов, использовать скороговорки, загадки, стихотворения. Помочь детям запомнить  названия предметов и явлений, их свойства. Знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами. Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрять детское словотворчество.

В развитии речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж, употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий. Их создание, а также постоянный контроль за выполнением программы педагогами и усвоением ее детьми — должностные обязанности заведующей и воспитателя-методиста.

Список литературы:

 1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия». 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб.пособие. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256с. Электронный ресурс: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_15422.pdf

4.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с. Электронный ресурс:  https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/10/13/f782612f.pdf

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста »

Консультация "Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста"...

Песочная терапия как эффективный метод изучения уровня развития речи детей дошкольного возраста

В статье доказывается эффективность  применения метода песочной терапии (игры с песком, игровое моделирование на песке) как элемента известной в совреме...

Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения...

Статья " Методы и приёмы развития речи детей раннего возраста"

Cстатья посвящена актуальной проблеме развития речи у детей раннего возраста. В этом возрасте ребенок проходит очень важный этап своего развития - освоение родного языка. Данный материал раскрывает оп...