Тест "Родительская любовь или что-то не так"
консультация
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие (имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до трех лет) и контроль (примерно с трех лет вступает в силу).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskaya_lyubov_ili_chto-to_ne_tak.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ ЧТО-ТО НЕ ТАК
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие (имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до трех лет) и контроль (примерно с трех лет вступает в силу).
Типы эмоционального принятия ребенка матерью:
Первый тип: Родители легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу "сам дозреет”.
Второй тип: Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
Четвертый тип (самый опасный): Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка.
Лишь только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к поддерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям.
Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
Тест: Родительское влияние.
Проверьте, какое влияние Вы оказываете на своего ребенка.
1. Степень контроля.
(а) При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении.
(в) При низкой степени контроля — родители устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.
2. Побуждение к развитию.
(а) При высокой степени побуждения к развитию, родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности.
(в) При низкой степени — родители не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств, либо считают, что генетический уровень обеспечит развитие ребенка сам по себе.
3. Воспитательные воздействия.
(а) При достаточном уровне воспитательного воздействия, родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком.
(в) При низком уровне воспитательного воздействия — родители однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.
4. Эмоциональная поддержка.
(а) эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
(в) эмоциональная поддержка либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка
Если у Вас по всем 4 пунктам выбрана позиция (а).
Воспитываете Вы Компетентного ребенка.
Такие дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе.
Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Они склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.
Если у Вас в 1 и 3 пункте выбрана позиция (а)
во 2 и 4 пунктах – позиция (в)
Воспитываете Вы ребенка с избегающим комплексом черт.
У таких детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение.
Они испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных.
Они склонны избегать новых или стрессовых ситуаций.
Если у Вас в 1 и 3 пункте выбрана позиция (в)
во 2 и 4 пунктах – позиция (а)
Воспитываете Вы ребенка незрелого.
Незрелые дети не уверены в себе, настроение у них неустойчивое.
Самоконтроль практически не сформирован.
Склонны к реакциям отказа в стрессовых ситуациях (прячут голову в песок).
Инфантильны, легко попадают в зависимость.
Восемь типов родительской любви.
Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.
3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.
4. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко. Формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
5. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».
6. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
7. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища». Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.
8. Снисходительное отстранение, (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
Для осознания и исправления проблемных моментов детско - родительских отношений Вам в помощь - психолог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
В наши дни особенно актуален вопрос, как привить детям любовь к чтению книг. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения...
Консультация на тему: «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
Консультация позволит воспитателям организовать совместную работу с родителями, для того, чтобы дети полюбили читать....
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Что такое любовь к детям? Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»
Статья представляет собой научное обоснование этического профессионального педагогического понятия «любовь к детям»...
Конспект (сценарий) родительского собрания По теме: «Что означает слово любовь? Любовь в воспитании детей»
Природа, как и человек, созданы для любви. без любви не растут цветы, не поют птицы. Любовь согревает наши сердца и наполняет их светом, теплом и нежностью. Семья без любви не имеет смысла. В своей ра...
Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошк
Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-...
"Любовь воспитывается любовью" - тема для размышления
За всю историю нашего мира никогда еще образование не было таким доступным, как сейчас. Технический прогресс, легкий доступ к любой информации, высокий уровень жизни и доходо...